СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Моделирование структуры урока физической культуры с позиции современного подхода к формированию ЗОЖ»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель написания методической разработки.

 

Методическая разработка написана в помощь молодому преподавателю. Структура урока физической культуры, как и урока вообще, – объект пристального внимания и творческих поисков ученых и специалистов физического воспитания с тех самых времен, когда урок приобрел статус основной формы организации физического воспитания учащихся.

Проблема структуры урока широко освещалась в отечественной литературе. Однако общепризнанного и исчерпывающего определения понятия «структура урока» пока нет ни в дидактике, ни в теории и методике физического воспитания. Это относится и к его составу, и к элементам, которые в своей совокупности составляют саму его структуру. В основу структуры урока входит -  деление урока на три части; при этом взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия. Справедливо и то, что решающей является именно структура деятельности преподавания и обучения.

Понимание урока как ограниченной во времени функциональной единицы процесса обучения, сущность которой заключается в непосредственном дидактическом взаимодействии педагога и коллектива учащихся и в результате которого достигается завершенная, но частичная цель обучения, обусловливает необходимость в еще большем связывании структуры урока с самим процессом обучения. Структура урока в одном случае будет в основном повторять структуру целостного обучения, а в другом - частично отразит данный процесс. За структурные элементы урока нельзя принимать такие его компоненты, как традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д. В качестве структурных элементов урока рассматриваются «шаги», обусловливающие движение к цели, т. е. усвоению его содержания. Содержание этих «шагов», их объем и порядок изменчивы, зависят от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процессов усвоения, состава группы  и методического почерка учителя.

В уроке физической культуры выделены его основные структурные элементы: организация внимания, подготовка организма, изучение нового, повторение, совершенствование, оценка степени усвоения, организация условий, снижение нагрузки, итоги урока и задание на дом.

Наименования этих элементов далеко не совершенны, однако именно из этих основных элементов складывается та или иная часть урока физической культуры. Части урока исторически сформировались как один из важнейших моментов, обусловливающих особенности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Если структура уроков, например, математики, биологии, географии, может иметь одну последовательность (рассказ учителя, требования в форме вопросов воспроизвести учебную информацию учителя, выполнение упражнений по заданному образцу) или другую (демонстрация способов деятельности, их воспроизведение обучающимися, решение задач с применением известного способа, но с некоторыми вариациями в условиях), то на уроках физической культуры такие вариации, резкие перемены в частях урока невозможны.

Части урока физической культуры сформировались в соответствии с логикой развертывания учебно-воспитательного процесса:

  1. постепенное вовлечение учащихся в познавательную деятельность
  2.  достижение требуемого уровня психофизического состояния учащихся;
  3. поддержание достигнутого уровня на протяжении определенного времени урока;
  4. постепенное доведение учащихся к состоянию, близкому к исходному
  5. переключение коллектива  учащихся на очередной вид деятельности в соответствии с режимом учебного процесса.

Здесь требуются четкая структура,  и строгий переход от одной части к другой в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений, навыков и развития двигательных качеств. Это также сопряжено с соблюдением оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока.

Однако части урока формируются из определенных циклов взаимодействия педагога и коллектива учащихся, своеобразных «шагов» движения учебно-воспитательного процесса на уроке.

Данная методическая разработка  представляет модель структуры урока, методические рекомендации  педагогу, три части урока и их содержание, критерий оценки знаний учащихся, выводы.

Содержание

 

 

1.Содержание урока физической культуры

2. Модель структуры урока

3. Части  урока

4. Типология уроков

5. Основные разновидности уроков

6. Модель учебно-педагогического процесса по предмету «Физическая культура»

7. Педагогическая (критерий) оценка урока

8. Заключение.