СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс»

Конспект

модульного урока по биологии

«Пищеварение в ротовой полости»













Автор: учитель биологии МАОУ «Лицей № 58» г.Уфа Асылхузина Э.И.



Цель урока: ознакомиться с материалом по теме, выполнить задания учебных элементов, проверить себя по листку самоконтроля (выдаётся в конце урока), поставить себе оценку.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся понятия ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы и его части, кариес, пульпит.

Развивающие: сформировать навыки самостоятельной работы с учебником, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: эстетическое, нравственное и гигиеническое воспитание.

Тип урока: модульный урок, изучение нового материала.

Оборудование: карточки с заданиями, листки самоконтроля, рисунки.

Литература: учебник 8 класса «Биология», Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г.



























Учебный элемент 1

Задание 1.Прочитайте информацию. Язык человека покрыт более 5000 сосочков разной формы .Грибовидные занимают в основном две передние трети языка и рассеяны по всей поверхности, желобовидные (чашевидные) расположены сзади, у корня языка, — они большие, их легко увидеть, листовидные — это тесно расположенные складки в боковой части языка. Каждый из сосочков содержит вкусовые почки. Немного вкусовых почек есть также в надгортаннике, задней стенке глотки и на мягком нёбе, но в основном они, конечно, сосредоточены на сосочках языка. Почки имеют свой специфический набор вкусовых рецепторов. Так, на кончике языка больше рецепторов к сладкому — он чувствует его гораздо лучше, края языка лучше ощущают кислое и соленое, а его основание — горькое. В общей сложности у нас во рту примерно 10 000 вкусовых почек, и благодаря им мы чувствуем вкус.

Задание2. Вклеить в тетрадь рисунок №1(рецепторы языка). Обозначить рисунок: записать, какие зоны языка чувствительны к тому или иному вкусу.

Вывод: человек различает вкус при помощи… .

Учебный элемент 2

Задание1. Прочитайте пункт «Механическая и химическая обработка пищи» на стр.114-117 учебника.

Задание 2. Перечертите схему в тетрадь и заполните её, записав соответствующий орган.

Ротовая полость

Рецепторы вкуса Обработка пищи







механическая

химическая







Задание 3. Прочитайте информацию и заполните таблицу. Пищеварительная функция слюны выражается в том, что она смачивает пищевой комок и подготавливает его к перевариванию и проглатыванию, а вещество муцин склеивает порцию пищи в самостоятельный комок. В слюне обнаружено свыше 50 ферментов. Несмотря на то, что пища в полости рта находится короткое время - около 15 с, пищеварение в полости рта имеет большое значение для осуществления дальнейших процессов расщепления пищи, т. к. слюна, растворяя пищевые вещества, способствует формированию вкусовых ощущении и влияет на аппетит. В полости рта под влиянием ферментов слюны начинается химическая переработка пищи. Фермент слюны амилаза расщепляет полисахариды (крахмал, гликоген) до мальтозы.

Орган

Фермент

Что расщепляет

Значение

Ротовая полость






Задание 4.Вклейте в тетрадь рисунок №2(слюнные железы) и на нём обозначьте расположение слюнных желёз. Найдите у себя эти железы, используя задание 1 на стр. 116 учебника.

Вывод: у человека … пары слюнных желез.

Учебный элемент 3

Задание 1. Прочитайте текст учебника на стр.114-115.

Задание 2. Вклейте в тетрадь рисунок №3.Обозначьте резцы, клыки и коренные зубы. Напишите их количество у взрослого человека и ребёнка

Задание 3.Схематично в тетради зарисуйте внутреннее строение зуба, пользуясь рисунком 49 учебника. Обозначьте его основные части.

Задание 4. При помощи зеркала рассмотрите свои зубы. Какая часть зуба видна? Найдите резцы, клыки и коренные зубы. Почему клыки человека сравнительно мало(в отличии от животных) отличаются от резцов? С чем это связано?

Вывод: у человека … зуба. Из них… резцов, … клыков, … коренных.

Учебный элемент 4

Задание 1.Прочитайте текст учебника до конца параграфа.

Задание 2.В тетради составьте памятку «Как ухаживать за зубами» стр.117.

Задание 3. Вставьте пропущенное слово:

Эмаль-… но хрупкое вещество;

Нарушение эмали приводит к заболеванию…;

Воспаление пульпы-…;

Большое разрушающее действие на зубы оказывает молочная кислота, образующаяся в результате… .

Вывод: как сохранить здоровье зубов?

Общий вывод: пищеварение в ротовой полости происходит благодаря следующим органам: … .

































Листок самоконтроля модульного урока на тему: «Пищеварение в ротовой полости»

№ учебного элемента

Ответы на вопросы

баллы

Учебный элемент 1

Задание 2.

  1. Кончик языка

  2. Края языка

  3. Основание языка

3б.

Учебный элемент 2

Задание 2

Ротовая полость

Орган вкуса обработка пищи

- язык механическая химическая

- зубы - слюнные

- язык железы


Задание 3.

Орган

Фермент

Что расщепляет

Значение

Ротовая полость

амилаза

углеводы

Расщепление крахмала и углеводов


Задание 4. Рисунок .

  1. Околоушная;

  2. Подъязычная;

  3. Поднижнечелюстная.

4б.







3б.








3б.



Учебный элемент 3

Задание 2.

У взрослого человека – 32.

У детей – 20

Задание 3.

Внутренне строение зуба:

  1. Эмаль;

  2. Дентин;

  3. Пульпа;

  4. Костная лунка в челюсти;

  5. Цемент


Задание 4.

Связано с типом питания

2б.





5б.






2б.

Учебный элемент 4

Задание 2.

Памятка: чистить зубы 2 раза в день; щетку вести от десны к коронке; массаж деснам; чистить с внешней и внутренней стороны.


Задание 3.

  1. Твердое

  2. Кариес

  3. Пульпит

  4. Брожение углеводов

4б.






4б.

Критерии оценок

30-29б – 5

28-23 б. – 4

22-16б - 3