УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА ГРОДЕКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _______ А.А.Дюндина «___» _______ 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ООШ с. Гродеково ________Г.В.Даренская «____» _________ 2020 | |
.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Мой родной край»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8 лет
Составитель: учитель начальных классов
Стручкова Светлана Анатольевна
2020-2021г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мой край» составлена на основе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 1-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Хабаровского края.
Задачи программы:
-образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с населением Хабаровского края, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития малой Родины;
-развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
-воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
-принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
-принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
-принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 35- 40 минут , 34 часа.
Программа «Мой край»
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)
1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Тема 3: “Природа нашего края” (6 ч)
1.Растительный мир Хабаровского края
Занятие проводится в форме экскурсии в природу.
Видовой состав растительного покрова и природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки.
2. Животный мир Хабаровского края. Экскурсия в районный краеведческий музей.
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в животный мир Хабаровского края.
Видовой состав животного мира природного комплекса нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.
3.Красная книга Хабаровского края. Растения и животные области, занесенные в Красную книгу.
4. Творческая работа-создание Красной книги
Тема 4: “Моя малая Родина” (2 ч)
1. Экскурсия по селу.
2. Знакомство с улицами.
Тема 5: “Моя улица” (3 ч)
1. Урок-экскурсия «Что я знаю о своей улице?» Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов.
2.Знакомство с домами, в которых живут дети.
3.Проект на тему «Дом моей мечты» (рисунок, поделка)
Тема 6: “Наша школа” (4 ч)
1. Моя школа: знакомство с историей своей школы (экскурсия по школе).
2. Знакомство с традициями школы.
3. Наши выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Наш край богат талантами” (4 ч)
Земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Экскурсии - в местный краеведческий музей;.
Тема 8:“Наш край в годы Великой Отечественной войны” (4 ч)
Форма урока: видео урок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое».
3. Встречи с героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия в краеведческий музей
Тема 9: “Геральдика Хабаровского края (2 ч)
1.Беседа по геральдике.
2.Геральдика Хабаровского края
Тема 10: “Обобщение ” (1ч)
Творческая работа по созданию символа (герба) своего района
Календарно-тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
во2 классе
«Мой край»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов по разделу | Количество часов по теме | Дата |
I 1 II 2 3 III 4 5-6 7-8 9 IV 10 11 V 12 13 14-15 VI 16 17 18-19 VII 20 21 22 23 VIII 24 25 26 -27 IX 28-29 30-31 X 32-34 | Введение Введение Мой край на карте Родины Географическое положение нашего края.Знакомство с картой края,района Природа нашего края Экскурсия в природу. Растительный мир. Животный мир . Красная книга Хабаровского края. Творческая работа «Моя Красная книга» Экскурсия в лес Моя малая Родина Экскурсия (заочная)по краю. Знакомство с улицами города. Моя улица Урок-экскурсия «Что я знаю о своей улице?» Дом, в котором я живу Проектная работа «Дом моей мечты». Наша школа История школы. Традиции школы. Исследовательская работа «Выпускники нашей школы» Наш край богат талантами Люди, прославившие наш край в области литературы. Люди, прославившие наш край в области музыки. Люди, прославившие наш край в военном деле. Творческая работа «Расскажи о своем герое» Наш край в годы Великой Отечественной войны Люди, подарившие нам жизнь! Экскурсия в краеведческий музей «Они сражались за Родину!» Творческая работа «Расскажи о своем герое» Геральдика Хабаровского края Что такое «геральдика»? Герб и флаг края Герб нашего района Обобщение Творческая работа «Что я узнал о родном крае?» | 1 2 6 2 4 4 4 4 4 3 | 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 | |