Классный час на тему:
«Мой класс – мой выбор»
Классный руководитель 7а класса
Янситова Ч.Р.
1.Организационный момент.
2.Слово классного руководителя.
Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.
В школьном самоуправлении деятельность классного руководителя является основным механизмом реализации индивидуального подхода к обучающимся. Она обусловлена современной задачей, которую он ставит перед собой: общественно-максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.
Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:
творческая инициатива;
умение ставить цели и достигать их;
самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
ответственность за себя и за других.
Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.
Практика работы общеобразовательных учреждений свидетельствует, что самоуправление в коллективе возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление – звенья одной цепи. Структура и формы ученического самоуправления формируются с учетом гарантий и желаний самих учащихся. Идеологические гарантии – это признание прав и обязанностей органов самоуправления в жизнедеятельности не только ученического коллектива, но и коллектива школы. Идеологические гарантии материализуются в том, что решение органов ученического самоуправления берутся во внимание при принятии управленческих решений, утверждении планов работы школы, при определении основных направлений работы школы. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. В организации самоуправления наиболее успешным является разноуровневый подход, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
Через самоуправление решаются задачи:
развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
жизненное самоуправление;
формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
умение решать проблемы;
самораскрытие и самореализация личности;
принцип равноправия в совместной деятельности;
общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
повышение требовательности к себе и товарищам;
воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;
адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь.
Институт уполномоченных.
В каждом классном коллективе в систему ученического самоуправления входят и уполномоченные. Это командиры классов, члены постоянных подразделений при исполнительных органах, а также члены общешкольных органов самоуправления. Все они наделены определенными правами и действуют от имени тех органов. Которые они представляют.
Завершающим систему и важным ее компонентом являются поручения, включающие учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально значимую деятельность.
Выполняя общественное поручение, ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для становления гражданственности, навыки общественной деятельности, уроки демократической культуры. Все это в свою очередь содействует формированию социально активной позиции учащегося, характеризующейся гражданской направленностью интересов личности, инициативой в ведущих для нее видах деятельности, непосредственным участием в развитии отношений и связей в коллективе, основанных на нравственных принципах общества.
Общественное поручение характеризуется двумя особенностями: с одной стороны они носят характер полномочия, которое личность получает от коллектива, а с другой – характер обязательства, которое личность добровольно берет на себя перед коллективом. И в первом, и во втором случае имеется в виду, прежде всего моральное значение, т.к. речь идет о развитии чувства ответственности отдельной личности перед коллективом за порученное дело. Выполнение общественного поручения формирует не только организаторские навыки, а способствует, прежде всего, духовному росту учащегося, расширяет круг его запросов, повышает социальную значимость и личную ответственность.
При распределении общественных поручений возможно применение следующих методических приемов:
- назначение органом самоуправления (классным собранием, советом класса и др.);
В зависимости от уровня развития коллектива, сначала можно использовать назначение, от назначения идти к выборности, от выборов – к очередности, от очередности – к добровольности, желанию.
При распределении поручений необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, возможности подростков, их интересы и способности, необходимо постоянно и постепенно усложнять содержания поручений, расширять права и обязанности учащихся.
Поручение жизненно, если оно понятно, доступно, общественно значимо, интересно. А сменяемость ребят в различных видах деятельности идет через перемену участков работы, перевыборов, очередности в выполнении дел.
Анализ поручений, выполняемых подростками, помогает педагогу в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися.
3. Отчет членов актива:
Я, Нугуманова Айсылу – староста класса, главный помощник классного руководителя по всем вопросам жизнедеятельности класса.
Я, Гильманшина Альфия – куратор по учебе, организовываю работу с группой помощи в учебе одноклассникам.
Я, Саитов Ринат – куратор по учебникам, провожу рейды по прилежному обращению с учебниками, проверяю обложки, состояние учебников.
Мы, Галимова Карина, Вагазова Ильнара – кураторы по контролю дневников, проверяю оформление дневников (Карина), проверяю своевременные записи домашних заданий (Ильнара).
Я, Шаяхметова Айгуль – куратор по столовой, слежу за графиком дежурства в столовой и за чистотой после приема пищи.
Я, Шарифьянова Ралия – старшая дежурная, продумываю и расставляю одноклассников по постам во время дежурства класса по школе, слежу за дежурством всех постов. Ежедневно проверяю санитарное состояние класса и помогаю держать в чистоте и уюте классное помещение.
Я, Гильмияров Ильур – дежурный по раздевалке и куратор по тетрадям, слежу за порядком в раздевалке класса, собираю и раздаю рабочие, контрольные тетради, КИМы. Слежу за их порядком на полке.
Мы, Гарипов Ильназ, Низамов Эльнар – кураторы по спорту, помогаем учителю при проведении спортивных мероприятий (Ильназ), проводим физкультминутки в классе во время длинных перемен (Эльнар), Следим за сохранностью спортивного инвентаря (Ильназ)
Я, Нурлыгаянов Равиль – куратор праздничных событий, своевременно выявляю дни рождения одноклассников и решаем вместе с ними как поздравить именинника. Помогаю классному руководителю при проведении различных праздничных мероприятий.
Я, Галяутдинов Амир – куратор по этикету, слежу за внешним видом и опрятностью одноклассников, чтобы все были в школьной форме и сменной обуви.
Я, Калимуллин Ильсаф – куратор по поручениям, слежу за работой одноклассников по выполнению поручений и помогаю им во всем.
Эта система делает активными практически всех учащихся. Для ребят это хорошая жизненная школа. От распределения учеников по разным направлениям жизнь в классе не изменится, нужно наладить работу так, чтобы от каждого органа самоуправления был толк. Самим ученикам такая работа не под силу, им нужна поддержка классного руководителя.
Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом классе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива.
Я, Нугуманова Айсылу – староста, главный помощник классного руководителя по всем вопросам жизнедеятельности класса.
Я, Гильманшина Альфия – куратор по учебе, организовываю работу с группой помощи в учебе одноклассникам.
Я, Саитов Ринат – куратор по учебникам, провожу рейды по прилежному обращению с учебниками, проверяю обложки, состояние учебников.
Мы, Галимова Карина, Вагазова Ильнара – кураторы по контролю дневников, проверяю оформление дневников (Карина), проверяю своевременные записи домашних заданий (Ильнара).
Я, Шаяхметова Айгуль – куратор по столовой, слежу за графиком дежурства в столовой и за чистотой после приема пищи.
Я,Шарифьянова Ралия – старшая дежурная, продумываю и расставляю одноклассников по постам во время дежурства класса по школе, слежу за дежурством всех постов. Ежедневно проверяю санитарное состояние класса и помогаю держать в чистоте и уюте классное помещение.
Я, Гильмияров Ильур – дежурный по раздевалке и куратор по тетрадям, слежу за порядком в раздевалке класса, собираю и раздаю рабочие, контрольные тетради, КИМы. Слежу за их порядком на полке.
Мы, Гарипов Ильназ, Низамов Эльнар – кураторы по спорту, помогаем учителю при проведении спортивных мероприятий (Ильназ), проводим физкультминутки в классе во время длинных перемен (Эльнар), Следим за сохранностью спортивного инвентаря (Ильназ).
Я, Нурлыгаянов Равиль – куратор праздничных событий, своевременно выявляю дни рождения одноклассников, и решаем вместе с ними как поздравить именинника. Помогаю классному руководителю при проведении различных праздничных мероприятий.
Я, Галяутдинов Амир – куратор по этикету, слежу за внешним видом и опрятностью одноклассников, чтобы все были в школьной форме и сменной обуви.
Я, Калимуллин Ильсаф – куратор по поручениям, слежу за работой одноклассников по выполнению поручений и помогаю им во всем.
7