СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой лучший урок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник уроков учителей русского языка и литературы Выпуск № 4, г. Улан-Удэ, 2019 г.

Просмотр содержимого документа
«Мой лучший урок»

Министерство образования и науки РФ РБ

Комитет по образованию

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50»













Добро и зло в рассказе

Л.Н. Андреева «Петька на даче»















Иванова Л.К., учитель

Русского языка и литературы





Улан-Удэ

2019 г.



Урок литературы в 5 классе

Человек есть человек, не кукла,

не жалкое существо…

Тема:

Добро и зло в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче»

Цели:

- учиться работать с текстом, обучать сопоставительному анализу;

- формировать умение делать выбор в жизни, обладать определенными жизненными знаниями;

- развивать речевую культуру и творческие способности учащихся, умение исследовать текст, расширить словарь учащихся;

- воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности, чувство коллективизма и дух соревнования.

Тип урока: Урок – закрепление с включением творческой работы.

Оборудование: 2 портрета писателя разных лет, иллюстрации учащихся, памятка групповой работы, сердечки (белые и черные).

Ход урока

I. Орг момент. Приветствие.

II.Установка на восприятие. (Эпиграф) Вступительное слово учителя:

Вот. ребята, существует мнение, что, чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее.

  • Как вы понимаете значение этих слов?

Черствый: 1) засохший твердый. Черствый хлеб.

2) не отзывчивый, бездушный человек.

Милосердный – гуманный, любящий людей, готовый помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.





  • Каких людей вы больше любите?

  • Что несут в мир люди милосердные?

В этом нам поможет разобраться Леонид Николаевич Андреев.

Многие писатели (Горький, Чехов, Толстой) почувствовали в произведениях Л. Андреева настоящую тоску и боль за человека, особенно эти тоска и боль прозвучали в таких рассказах о детях, как «Валя», «Так было», «Ангелочек», «Жили-били…», в том числе в рассказе «Петька на даче».

III. Основная часть.

Работа в группах над анализом эпизодов текста.

Сюжет любого прозаического произведения, текста состоит из цепочки эпизодов. Перед нами 3 эпизода.

  • Найдите и выделите эти эпизоды и озаглавьте их.

1 группа:

  • Какое настроение возникло у вас при чтении этого абзаца?

  • Что вы можете рассказать о Петьке?

  • В каких условиях он живет и работает? Докажите цитатой из текста.

  • Кого из героев можно считать воплощением зла? (Осипа Абрамовича). Подтвердите цитатой.

  • Как вы понимаете значение словосочетания:

Крикнул отрывисто – резко, громко, оглушительно. Какие синонимы можно подобрать к слову отрывисто?

  • Заслуживает ли он осуждения? Почему?

  1. Распределение людей по нравственным качествам на 2 колонки.

Добро (белые сердечки)

Зло (черные сердечки)



  • В какую колонку определим Осипа Абрамовича?

  • Кто еще из героев заслуживает осуждения? (Николка)

1 микровывод





  • Как должны относиться друг к другу люди независимо от возраста? (связать с эпиграфом)

  • А как вы относитесь друг к другу, к взрослым, к маленьким?

  • Какой вывод можно сделать из 1 эпизода? (автор об эксплуатации детей)

  • Должен ли ребенок 11 лет работать? (продолжение на 4 стр.)

  • А как вам живется?

  • Что нужно делать и что вы делаете для того, чтобы не попасть в колонку с «черными» сердечками ?

  • Кто еще из героев заслуживает осуждения за свои поступки?

  • Кого из героев можно назвать милосердным? А Петьку? Почему?

  • Николку – помогал Петьке, объяснял, что значит стричь под польку, бобриком или с пробором.

  • Барина и бедного из Царицыно – жалели бедного мальчика, интересовались, хорошо ли ему на даче.

  • Митю – дал подержать удочку, повел купаться, подружились, исследовали вместе развалины дворца.



Осип Абрамович

Николка

Петька

Митя

«-»- грозный взгляд, сердитый, резкий, давал пощечины Николке, кричал на Петьку

«-»- важничал, курил, сплевывал через зубы, ругался скверными словами.

В парикмахерской – не пил, не курил… - однообразие, один и тот же крик: «Мальчик, воды!». Почему -то все хотелось спать, часто разливал воду и все худел, нехорошие струпья, глаза всегда сонные, грязные-прегрязные руки. Морщинки, похож на состарившегося карлика.

Дал подержать удочку, повел купаться, исследовать развалины дворца.

Петька на даче – «улыбался, вступил в полное соглашение с природой»



Возращение Петьки на дачу. «Не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом».


Кольцевой сюжет



Учитель: О мастерстве писателя.

Л.Андреев – мастер разнообразных средств выразительности.

  • Какие средства выразительности (тропы) использует автор в своем произведении (в этом эпизоде)?

  • Сравнение: «дни тянулись однообразно и похоже один на другой, как 2 родные брата». «Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика (литота) - преуменьшение»

  • Литота: преуменьшение

  • Эпитеты: кривое и потемневшее зеркало. Маленькая, худая фигурка…

Вывод: Итак, для чего использует автор эти средства выразительности?

2 группа:

  1. Куда все время хотелось Петьке? (в другое место)

  2. Как озаглавили свой эпизод? (Петька на даче). Какое настроение возникло у вас при чтении этого эпизода?

  3. А в этом эпизоде есть милосердные и добрые люди? Кого из героев можно назвать милосердным?

  4. Почему автор назвал Петьку «современным дикарем»?

  5. Как Петька вел себя на даче первые 2 дня? А знал ли он, какое оно это место?

  6. Какие цвета помогают понять настроение Петьки? (зеленые, светлые, яркие, темно-синие).

  • Какую роль играют эти цвета в данном случае? (понять настроение Петьки).

Учитель: Использование цветов в тексте называется цветообразом, или цветовой гаммой. Они также помогают глубже понять характер героя, его настроение, состояние. Это тоже является мастерством писателя.

Автор не только мастер изобразительных средств, но и цветообраза.

  • Объясните выражение «Но прошло еще два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой».

  • Изменился ли Петька на даче?

Соглашение – одобрение, утверждение, благоприятность, гармония, блаженство. Это синонимы.

Отказ, несоглашение, отрицание, страдание. Это антонимы.

Вывод: встретился ли Петька с добрыми милосердными людьми? Назовите их и приведите цитаты.

3 группа. Ваш заголовок эпизода.

  • Что расстроило Петьку на даче?

  • Почему он не хотел ехать в город?

  • Как он повел себя? Расстроило ли вас это письмо?

  • Куда вы определите Петьку, к добрым или злым людям?

  • Милосерден ли он?

  • Как относится автор к своему герою?

Учитель: вы обратили внимание, что в рассказе резко противопоставлены друг другу город и деревня, герои.

Вывод:

  • Где и почему Петьке было лучше, радостнее?

  • Почему рассказ назван «Петька на даче»?

IV. Выводы по уроку

Учитель: Известно, что прототип (реальный обобщенный герой), личность которого легли в основу литературного образа, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже.

  • В рассказе «Петька на даче» мы этого не видим.

  • Чем завершился рассказ? Прочитайте вслух: «… там пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину».

  • Неужели жизнь Петьки завершится таким образом?

  • Каким вы представляете будущее Петьки?

  • Над чем нас заставил задуматься автор?

  • Чему учит нас этот рассказ? Какие чувства и настроение вызвал рассказ?

  • Каких сердец у нас накопилось больше: белых или черных?

  • А кого из класса можно назвать добрым? Почему?

Учитель: Людмила Татьяничева. «Что ты сделал хорошего».

Обратить внимание детей на эти записи! (цитаты).

«Делать людям хорошее – хорошеть самому». Эдуард Асадов. «Доброта».

«Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно». Расул Гамзатов. «Берегите друзей».

«Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей!».

  • Завтра, 14/II День Святого Валентина.

В это день принято признаваться в любви и уважении друг к другу.

V. Итоги урока. Оценивают ответы ребят сами ученики.

VI. Домашнее задание.

Мини – сочинение по выбору учащихся.

  1. Доброе письмо Пете или Благодарность автору.

  2. Рассказ о добром человеке.

  3. Каким я вижу будущее Петьки.

  4. Мое будущее.

  5. О чем заставил меня задуматься писатель?