«Мой секрет успеха как педагога здоровья»
Я – педагог - психолог в школе, и мой успех целиком и полностью связан с детьми, с которыми я работаю.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Как же я оцениваю свой успех? Для меня основным критерием является изменившееся эмоциональное состояние ребенка и как следствие улучшение его психологического здоровья. Основным направлением в своей работе, считаю сохранение и укрепление психического здоровья школьника.
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
«Ключевым» словом для описания психического здоровья является слово гармония или баланс. И, прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, а также это гармония между человеком и окружающими людьми и природой.
Когда ребенок начинает улыбаться, он смотрит на тебя доверчивыми глазами – вот это и есть для меня настоящий успех! Это значит, что у него гармония в душе, и он может расти и развиваться, ставить цели и добиваться их, он открыт для всего нового, не боится действовать и ошибаться.
Я стараюсь помочь детям стать оптимистичнее, научиться в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя, а ещё – видеть поддержку окружающих.
Психическое здоровье ребенка очень хрупкое. Нечаянным высказыванием, необдуманным действием мы можем нарушить равновесие в душе маленького человечка. И если мне удалось восстановить эту невидимую «поломку», то это и есть мой главный успех.
Для овладения знаниями и навыками сохранения собственного здоровья нужно научить ребенка сознательно относиться к своему здоровью, чувствовать свою причастность к окружающему миру, осознанию своего места в нем. Дети должны овладеть не только основными культурно-гигиеническими навыками, элементами самоконтроля над своим организмом во время разнообразной деятельности, но и умениями и навыками правильно вести себя в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни, сознательно избегать и даже предупреждать их.
Наверное ни у кого не вызовет сомнение, что знания, которые мы хотим передать детям, следует выразить в образной форме. Нужно вызвать у детей сильный эмоциональный отклик: увлечь, захватить, обрадовать, удивить. Большинство занятий провожу в форме игры, с присутствием сказочных героев, с сюрпризными моментами.
В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и рекомендую также использовать: Самомассаж, ролевые игры, тренинговые упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, метод релаксации, цветотерапия, ароматерапия, и др.
При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.
Поэтому, чтобы вырасти здоровыми, красивыми и сильными, необходимо следить за здоровьем и беречь его.
Важную роль в решении вопроса сознательного отношения детей к своему здоровью играет семья, которая совместно со школой и является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Для этого мною проводятся не только собрания для родителей, но индивидуальные консультации и тренинговые занятия для родителей (особенно если это родители детей с ограниченными возможностями здоровья).
Главный принцип в моей работе это «Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.