Детский сад «Родничок» СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
Методическая разработка
«Формирование межполушарного взаимодействия
у детей младшего дошкольного возраста посредством
QR- технологии в работе с родителями»
| Автор: Смирнова Маргарита Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории |
Армизонское, 2022
Аннотация
Для достижения качественных результатов в работе с семьей должно быть организовано пространство для обмена информацией, которое наглядно, доходчиво пояснит, объяснит и ответит на все возникающие у родителей вопросы. В разработке даны методические рекомендации по формированию межполушарного взаимодействия, применению активного визуального предоставления информации в приемной, созданию QR-кода.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Введение | 4 |
2 | Условия возникновения опыта | 4 |
3 | Этапы работы | 5 |
4 | Анализ работы с родителями с целью поиска новых нестандартных форм работы с ними. | 5 |
5 | Информационные технологии в работе с родителями | 5 |
6 | Активное визуальное предоставление информации в приемной | 6 |
7 | Методические рекомендации по применению Активного визуального предоставления информации в приемной. | 7 |
8 | Создание QR-кода | 7 |
9 | Заключение | 8 |
10 | Список используемых источников | 9 |
| | |
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи, американский педагог, социолог
Необходимым условием полноценного развития дошкольников является взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют совместно и согласованно. Отстранённость многих семей от педагогического процесса наблюдается почти в каждом ДОУ.
Одной из главных причин является недостаточность элементарных психолого-педагогических знаний родителей и их нежелание разобраться в сложном мире ребёнка.
Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами. Эти требования закреплены в федеральных законах и других нормативных документах.
Таким образом, для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья должно быть организовано пространство для обмена информацией, которое наглядно, доходчиво пояснит, объяснит и ответит на все возникающие у родителей вопросы.
Цель: Достижение более качественных результатов в работе с семьёй посредством QR-технологии; обеспечение участникам образовательных отношений открытости образовательного процесса.
В ходе реализации проекта поставлены следующие задачи:
- познакомить родителей группы с QR - кодом как средством информации;
- внедрить инновационную технологию QR-код в образовательное пространство для обмена информацией;
- повысить мотивацию родителей к использованию методов и приёмов по развитию межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста средствами QR-технологии.
Планируемые результаты
Считаю, что реализация проекта влечет за собой:
- Высокую мотивацию родителей благодаря созданию нового пространства для обмена информацией;
- Минимизацию времени доступа к информации;
- Возможность продемонстрировать любые документы, фото и видео материалы;
- Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
- Увеличение объема предоставляемой и используемой информации.
Условия возникновения опыта
Исследования ученых Лурия А.Р. и Выготского Л.С., педагога Трясоруковой Т.П. доказали, что у новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. По ряду причин у подавляющего большинства детей начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.
Именно поэтому первые 2-4 года играют важную роль как стартовый период в гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, что, по мнению ученых, приводит к увеличению эффективности работы мозга в 5 раз.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое воспринимает мир в целом, получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, анализ, содержит в себе центры речи и критической оценки, т.е. является нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания.
Наблюдая за детьми своей группы, я определила содержание обучения и наиболее адекватные методы и приемы по формированию межполушарного взаимодействия. Специальные игры и упражнения, подобранные мною, помогли без особых трудностей вызвать у детей не только интерес к выполнению заданий, но и применению их на практике.
Этапы работы
На 1-ом подготовительном этапе
- Наблюдала за детьми в естественных условиях пребывания, т.е. в группе, на занятиях, в свободной деятельности, игре.
- подбирала игры и упражнения в соответствии с возрастом детей,
- отрабатывала приемы и упражнения,
- пополняла и оснащала информационные и дидактические материалы, совместно с родителями изготавливала пособия;
На 2-ом этапе провела диагностику определения уровня развития межполушарного взаимодействия.
3-ий этап – это апробация методов, приёмов и пособий для развития межполушарного взаимодействия.
4-й этап - анализ проведенной работы за определенный период, методическая, диагностическая и практическая работа. Для достижения наилучшего результата я обратилась к помощи родителей, составила для них рекомендации по формированию межполушарного взаимодействия у детей в разных видах деятельности.
Анализ работы с родителями с целью поиска новых нестандартных форм работы с ними.
Была проанализирована существующая система работы с родителями детей младшего возраста детского сада «Родничок» СП МАОУ Южно-Дубровинской школы. Результаты анализа показали:
1. Основу работы с родителями составляет обмен информацией о способах, методах, формах обучения детей; об их успехах и неудачах; о состоянии их здоровья в ДОУ и дома; о поведении ребенка в домашних условиях и т.д.
2. Большинство родителей не читают информацию на стендах в приёмной. Между тем, анализ памяти человека показывает, что в среднем он запоминает 1/5 части того, что услышит, 3/5 того, что увидит, и 4/5 того, что покажут и объяснят.
3. Более 90% родителей являются активными пользователями интернета. Большую часть информации о детском саде родители при поступлении детей в ДОУ получили на сайте МАОУ Южно-Дубровинской школы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для выполнения требований ФЗ «Об образовании» и ФГОС ДО необходимо перейти от пассивной формы передачи информации родителям к активной и использовать для этого все инструменты ИКТ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (цифровизация учебного процесса, в том числе дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы, электронная библиотека).
Информационные технологии в работе с родителями
Сегодня применение ИКТ в образовательном процессе - одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения и воспитания, но и достичь нового уровня отношений между всеми участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании" гласит:
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. за N 1155: I. Общие положения
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
5) сотрудничество Организации с семьей.
Диапазон применения ИКТ во взаимодействии с родителями широк:
Вкладка на сайте МАОУ Южно-Дубровинской школы «Детский сад «Родничок» (On-line консультации родителей, статьи, презентации) |
Медиа и Аудио интернет-библиотеки |
Активное визуальное предоставление информации в приемной |
Общение с родителями в мессенджере Вайбер |
Проведение мастер-классов |
Дистанционное обучение |
Портфолио воспитателей на сайте «Мультиурок» |
Группа «Топотушки» для родителей ВКонтакте |
Плюсы взаимодействия с родителями с использованием ИКТ:
- Высокая мотивация родителей благодаря созданию пространства для обмена информацией и дискуссий;
- Наличие взаимопонимания между родителями и педагогами: родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе;
- Минимизация времени доступа к информации;
- Возможность продемонстрировать любые документы, фото и видео материалы;
- Обеспечение индивидуального подхода;
- Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
- Рост объема предоставляемой и используемой информации.
Активное визуальное предоставление информации в приемной
Ни для кого не секрет, что информацию в родительских уголках и на стендах служебной документации просматривает не более 15–17% родителей, да и то не регулярно. Следовательно, данную информацию надо доводить до родителей более активными способами.
Мир динамичен, он постоянно изменяется. И уже трудно себе представить нашу жизнь без использования современных средств коммуникации…
Успешность педагогического взаимодействия ДОО и семьи во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
Одним из интерактивных средств общения являются QR-коды (Quick Response переводится как «быстрый ответ»), которые представляют собой миниатюрные носители данных. QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за несколько секунд получить самую разную информацию на свои мобильные устройства. Этот загадочный знак можно увидеть где угодно: в журналах, брошюрах, листовках и на визитных карточках, на упаковке продуктов и этикетках, на рекламных щитах.
Внедрение инновационной технологии QR-код для обмена информацией с родителями группы обеспечивает более качественное интерактивное взаимодействие. С помощью QR-код создаются различного рода справочные материалы, подсказки, ответы, тесты, заносится информация о различных объектах; используются QR-технологии в работе с родителями по развитию межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста.
Данный способ доведения информации предлагается внедрить в детском саду в приемных групп. Для этого на дверце шкафчика для раздевания ребенка размещается карман из прозрачной плёнки, в который вставляется карточка с изображением QR-кода различной тематики:
- рекомендации родителям;
- презентации;
- видеоотчеты об успехах детей;
- мастер-классы по организации игровой деятельности на дому;
- обучающие мультфильмы для детей;
- и другое.
Требования к активной визуальной информации:
- она должна быть активная, но комфортная
- размер карточки 5см х5 см, сам QR-код 3см х3 см;
- цветовая гамма карточки с QR-кодом может быть разного цвета в зависимости от направления/разделов/ категории информации (логоритмика – красный цвет, пальчиковая гимнастика – голубой, кинезиологические упражнения – зелёный, рекомендации родителям – жёлтый, Медиа и Аудио интернет-библиотеки - оранжевый)
- она должна меняться по мере необходимости.
Положительным моментом является то, что ребенок, увидев яркую картинку у себя на шкафчике, обращает внимание родителя, чтобы он отсканировал информацию.
После работы с полученной информацией должна быть обратная связь между воспитателем и родителем в форме фото-видео отчётов.
Методические рекомендации по применению активного визуального предоставления информации в приемной
В учебной деятельности можно создать различного рода справочные материалы, подсказки, ответы, тесты. В игровой деятельности очень популярны в наше время различного рода квесты, в которых QR-коды могут выступать как заданиями для прохождения квеста, так и указателями направления движения. В QR-коды можно занести информацию о различных объектах, что способствует созданию виртуальных библиотек и лабораторий, а также можно получить дополнительную информацию о музейном экспонате, считав код.
Закодировать можно:
• Интернет-адрес. QR-коды могут содержать ссылки на интернет ресурсы. Прочтение кода направит пользователя на нужный сайт, избавляя от необходимости тщательно вводить множество знаков в адресной строке браузера.
• Контактные данные. Довольно часто встречаются визитки, содержащие код. Можно просканировать код и сохранить контактную информацию в адресной книге телефона или компьютера.
• Адрес электронной почты. QR-код может содержать адрес электронной почты и имя адресата.
• Текст. Этот формат пригоден для различных целей от сообщения, предоставления рекомендаций до информационной справки.
• Телефонные номера. При сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.
• IMAGE (JPG, PNG).
Для раскодирования информации используются различные приложения для смартфонов (QR Code Reader, QR Scanner, Сканер QR-кодов и другие). Большинство из них находятся в свободном доступе и являются бесплатными для установки. Чтобы прочитать QR код, необходимо запустить программу на мобильном устройстве, поднести его к коду, и получить информацию, заложенную в коде.
Как создать QR-код:
1. Скачать генератор QR – кодов; в любой поисковой системе (гугл, яндекс) можно набрать «генератор qr кода»;
2. Из предложенных вариантов, выбрать тот тип информации, который необходимо закодировать;
3. Ввести информацию, которую хотим закодировать;
4. Кнопка «Создать» и код готов;
5. Сохранить и подписать код.
Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Прочесть код возможно при помощи камеры мобильного телефона. Достаточно навести ее на код и на экране появится его содержимое. Нужно лишь установить на мобильный телефон небольшую свободно распространяемую программу для чтения QR-кодов.
Для работы она не требует доступа в Интернет. Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play-market (Android). Для этого в поисковике нужно ввести сочетания «распознать QR-код», «сканировать код».
Таким образом, в результате внедрения инновационной технологии QR-код в образовательное пространство для обмена информацией значительно повысилась мотивация родителей по использованию методов и приёмов по развитию межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста средствами QR-технологии.
Все приложения по методической разработке можно найти на моём сайте Мультиурок.
Список используемых источников
https://qr-online.ru
https://www.qrcode-monkey.com/ru/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/01/26/kak-napisat-metodicheskuyu-razrabotku
https://www.maam.ru/detskijsad/rol-zamestitelja-zaveduyuschego-v-povysheni-kachestva-doshkolnogo-obrazovanija.html
10