СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг воспитанности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическая диагностика - это одно  из направлений воспитательной работы, которое помогает решать задачи духовного развития личности школьника. Актуальность данного направления определяется тем, что  в настоящее время на передний план педагогической практики выдвигается проблема пересмотра духовных ценностей,  утверждение новых ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг воспитанности учащихся начальной школы»

Мониторинг воспитанности учащихся начальной школы


Психолого-педагогическая диагностика - это одно из направлений воспитательной работы, которое помогает решать задачи духовного развития личности школьника. Актуальность данного направления определяется тем, что в настоящее время на передний план педагогической практики выдвигается проблема пересмотра духовных ценностей, утверждение новых ценностей.

Сегодня общечеловеческая мораль и культура – это фундамент, на котором строятся стратегия, цели, задачи, содержание, средства, технологии воспитания. Освоение и присвоение общечеловеческих и личностных ценностей и составляет основное содержание современного воспитания, содействующее формированию личности, способной к творческой гармонии личностных и общественных интересов.

С позиции методологии системного подхода, отдельные качества, раскрывающие отношение человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям и принципиально-требовательное отношение к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новое свойство, не присущее отдельным качествам, - воспитанность личности.

Воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека.

Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания нам сегодня представляется наиболее оптимальным и продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, на наш взгляд, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности.

Воспитатель должен быть готов к выполнению функций аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины, основания того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу педагогической деятельности, направленной на воспитание личности того или иного школьника.

Психолого-педагогическая диагностика – не самоцель, она связана с управлением педагогическим процессом. Функция педагога-воспитателя и состоит в том, чтобы своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса воспитания и для принятия оптимальных коррекционных решений.

Фундаментальным понятием в данной системе является понятие нравственности.

За основу мы возьмём высказывание В.А. Сластенина о том, что нравственность - это «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека». Составляющими этого понятия являются мораль («обычай, нрав, правило»), этика («привычка, обыкновение, обычай», «философская наука, изучающая мораль»), нравственные нормы («правило, требование, определяющее как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации»). Очевидно, что во все времена общество рассматривало поведение человека в соответствии с требованиями морали. В зависимости от того, в какой мере человек соотносит убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности.

В процессе теоретического анализа литературы было выявлено, что в последнее время все чаще ученые в своих работах говорят о необходимости нравственного поведения человека в связи с угрозой вырождения и гибели всего живого вследствие ядерного конфликта, загрязнения среды обитания, распространения СПИДа, наркомании.

Д.В. Колесов в работе, посвященной вопросам нравственности, отмечает, что «недостатком научной разработки этой проблемы является тенденция раздробить проблему по различным аспектам: психологическим, педагогическим, философским, социологическим без учета того, на чем педагогу-практику необходимо строить свои отношения с учащимися». Автор отмечает, что нравственный контекст является фундаментом для решения проблем гуманизации, демократизации, повышения культуры образования. С этой точки зрения Д.В. Колесов выделяет два уровня развития нравственной регуляции:


  • деятельность человека в отношении других людей;


  • деятельность человека в отношении любых значимых объектов – от конкретной среды обитания до земного шара в целом.


Одним из разработчиков критериев нравственной воспитанности является А.В. Зосимовский. Ученый считает недостаточным выделение двух типов направленности личности, традиционно принятых в педагогике: положительную, собственно нравственную и негативную, аморальную. Он сделал вывод о том, что для регуляции воспитательного процесса необходимо учитывать устойчивость и прочность мотивации поведения человека. На основе анализа возможных типов направленности исследователь выделил в качестве главных синтетических единиц три позитивные разновидности:

  • малоустойчивая (преобладание добрых, нравственных побуждений, нуждающихся в систематическом педагогическом подкреплении);

  • устойчивая (преобладание прочно утвердившихся нравственных мотивов, проявляющихся в устойчивой способности к самостоятельному нравственному поведению в обычных условиях);

  • высоко устойчивая (способность высоконравственно поступать как в повседневных, так и в труднейших ситуациях).

Кроме этого автор выделяет три стадии отрицательной устремленности:

  • наметившиеся, но еще не успевшие укорениться нездоровые наклонности (неблаговидные поступки, не носящие злонамеренного характера);

  • успевшие утвердиться отрицательные наклонности (игнорирование общепринятых требований и правил);

  • стадия моральной запущенности (злонамеренные грубые аморальные поступки).

А.В. Зосимовский утверждает, что выделенные типы адекватно отражают иерархию основных положений личности на условной моральной шкале. Обладая простотой и компактностью, она фиксирует значимые нравственные позиции личности. Автор утверждает, что в процессе нравственного воспитания необходимо учитывать не только общие представления человека о нравственных нормах общества, но и уровень его нравственного сознания.

Наблюдение над состоянием нравственной воспитанностью младших школьников показывает, что, зачастую, их неуправляемое поведение как бы отражает нашу действительность. Существенным показателем нравственного развития является разрыв между моральными знаниями детей и их поведением. Для ликвидации разрыва необходимо:

  • соблюдать такое соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми моральными знаниями, когда этот опыт делает возможным применение данного знания в поведении;

  • ставить перед детьми специальные задачи по вычленению общего нравственного содержания различных поступков и выражению его в словесной форме;

  • побуждать детей ставить перед собой нравственные вопросы, помогать находить на них ответы;

  • вооружать детей специальными средствами, требующимися для применения нравственных знаний и воплощения нравственных побуждений в поведении, т.е. обучить детей соответствующим формам нравственного поведения;

  • постоянно оценивать поведение детей с точки зрения тех норм, которыми они хотят овладеть.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Имеет ли тогда смысл изучать эффективность воспитательного процесса? Безусловно, так как, отказавшись от его изучения, мы обрекаем детей на стихийное существование и развитие.

Что относят к показателям воспитанности школьников?

Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.

Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.

Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.

Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.

Говоря о младших школьниках, необходимо иметь ввиду возрастные особенности учащихся. В раннем школьном возрасте закладываются установки личности, моральные основы. На наш взгляд, такими образующими воспитательными понятиями являются следующие:

  • интерес к знаниям

  • честность

  • отзывчивость

  • культура общения

  • ответственность

  • организованность

  • трудолюбие

  • общественная активность


Очевидной стала необходимость использовать различные методики для определения критериев воспитанности и уровня их развития у младших школьников. Среди таких методик можно выделить опросники, наблюдение, анкетирование, проективные тесты, сочинения, метод социометрического выбора.

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)



Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки




  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома




  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу




  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми




  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек





5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Оценка результатов:

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)


Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся 2 «В» класса


Фамилия, имя ученика

Любознательность

Трудолюбие

Бережное отношение к природе

Отношение к школе

Красивое в жизни школьника

Отношение к себе

Средний балл

Уровень воспитанности


сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

1


















2


















3


















4


















5


















6


















7


















8


















9


















10


















11


















12


















13


















14


















15


















16


















17


















18


















19


















20


















21


















22


















23


















24


















25


















26


















27


















28


















29


















30


















31


















32


















33


















34


















В классе ___ учащихся

___ учащихся имеют высокий уровень воспитанности

___учащихся имеют хороший уровень воспитанности

___ учащихся имеют средний уровень воспитанности

___учащихся имеют низкий уровень воспитанности



Схема экспертной оценки уровня воспитанности

Методика Н.П. Капустиной

  Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе

4. Отношение к школе

5. Красивое в жизни школьника

6. Отношение к себе

   По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.            

Нормы оценок: 5 - 4,5 – высокий уровень

                          4,4 - 4 – хороший уровень

                          3,9 - 2,9 – средний уровень

                          2,8 - 2 – низкий уровень


1 шкала. Любознательность

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.

2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.


2 шкала. Трудолюбие

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.


3 шкала. Бережное отношение к природе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.


4 шкала. Отношение к школе

5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.


5 шкала. Красивое в жизни школы

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.


6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.




Литература

  1. Капустин Н.П. Методика измерения воспитанности ученика. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999 год.

  2. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников, Москва: Педагогика, 1982.

  3. Егорова С.В Как определить уровень воспитанности http://festival.1september.ru/articles/502826

  4. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.


  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.


  1. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.


  1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.


  1. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991

  2. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.

  3. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1981.














25