Мониторинг качеств развития ребенка дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Ведущий вебинара: Спирина Ирина Олеговна
Вопросы мониторинга в ФГОС ДО
1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения
- 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Вопросы мониторинга в ФГОС ДО
- В том же пункте:
- Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- 2) оптимизации работы с группой детей
Там же:
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
- Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Вопросы мониторинга в ФГОС ДО
- 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Вопросы мониторинга в ФГОС ДО
4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования ;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяли необходимость включения в программу такого раздела, как система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
- В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве оценки индивидуального развития детей предлагается осуществлять педагогическую диагностику (мониторинг)
Что такое мониторинг?
- Образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
- Педагогическая диагностика — это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.
мониторинг предполагает:
- постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс .
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы.
- Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
- Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
- Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.
- Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
- Принятие решения об изменении деятельности.
Что изучается в рамках образовательного мониторинга в детском саду?
- Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Определение результативности деятельности ДОУ прежде всего связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:
физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения;
степень готовности ребенка к школьному обучению;
удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.
Что изучается в рамках образовательного мониторинга в детском саду?
Отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении.
Деятельность детского сада и достижение обозначенных выше результатов обеспечивается реализацией образовательной программы. При проектировании карты мониторинга педагогического процесса ДОУ следует обеспечить его направленность на отслеживание качества:
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов;
организации самостоятельной деятельности детей;
взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.
Что изучается в рамках образовательного мониторинга в детском саду?
Отслеживание качества условий деятельности ДОУ. Реализация педагогического процесса возможна при обеспечении ДОУ соответствующими ресурсами и создании необходимых условий. Поэтому в систему мониторинга должен быть включен анализ условий, обеспечивающих качество педагогического процесса в ДОУ:
кадровый потенциал ДОУ (особенности профессиональной компетентности педагогов);
развивающая среда ДОУ.
Следующим шагом является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы», указывается, что «обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных».
К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы
Тестирование. Тесты (в переводе с английского — «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий между детьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.
Проективная техника. Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д.
К малоформализованным методам относятся наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности .
Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления.
Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге. Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики .
- Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить ее цель.
- В соответствии с целью определяются критерии, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики (идеальный результат), которые должны быть точными, однозначными, объективными.
- Далее определяются методы педагогической диагностики. Выбор методов зависит от цели диагностирования
- Первичная диагностика проводится в сентябре, в период адаптации к детскому саду.
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики .
Для проведения основной первичной диагностики понадобятся:
- отрывной блокнот небольшого формата на липкой основе;
- карандаш или ручка для записи;
- большой лист-экран (можно расчертить ватман), на котором воспитатель будет фиксировать листки с записями из блокнота;
- описание того качества/качеств, которые будут диагностироваться (как идеальный вариант сопоставительной нормы);
- критерии и показатели, по которым будет проводиться диагностика.
Лист-экран следует разместить в таком месте группы, где он не будет заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики .
Первый этап — предварительный, предположительный диагноз — требует преимущественного использования метода наблюдения.
Алгоритм действий при наблюдении, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа:
- Определите цели и задачи наблюдения.
- Определите 3—5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.
- Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью.
- Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики
- При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.
- Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску. Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.
- Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы наблюдения.
- При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития.
- Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики
- Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики
- Второй этап — уточняющий диагноз — опирается на дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и родителей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты. Используются также специальные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т. д.
- Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. Второй этап занимает одну-две недели.
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики
- Третий этап — окончательный диагноз — заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении.
- Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией.
- Преимущественно используется метод экспертных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию.
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики
- Диагностическая карта отражает также общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.
- Таким образом, педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной работы с детьми.
Литература:
1. Детство: основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 528 С.
2. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015,- 592 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!