Просмотр содержимого документа
«Монументальная скульптура и образ истории народа.»
Монументальная скульптура и образ истории народа
Память Народная – это миллионы жизней, соединенных одним стремлением, мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений.
На вечные времена озарены сиянием воинской славы города-герои. Они не похожи друг на друга. У них разное географическое положение, историческое прошлое, свои характерные черты жизненного уклада. Но в грозную годину испытаний все они – большие и малые, шумные и тихие – стали городами- солдатами. У их стен гремели особенно ожесточенные бои, здесь в сватках с врагом были проявлены особая стойкость и небывалое мужество.
Города-герои
Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — с 1 мая 1945
Одесса — с 1 мая 1945
Севастополь — с 1 мая 1945
Сталинград (ныне Волгоград) — с 1 мая 1945
Брестская крепость (Крепость-Герой) — с мая 1965
Киев — с 8 мая 1965
Москва — с 8 мая 1965
Керчь — с 14 сентября 1973
Новороссийск — с 14 сентября 1973
Минск — с 26 июня 1974
Тула — с 7 декабря 1976
Мурманск — с 6 мая 1985
Смоленск — с 6 мая 1985
«Память Народная» в граните и мраморе. Мемориальные ансамбли.
Они по праву считаются художественно-монументальной историей Великой Отечественной войны.
Мемориальный – служащий для увековечивания памяти кого/чего-нибудь.
Ансамбль – произведения, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом.
Первый мемориал Евгения Викторовича Вучетича был открыт 8 мая 1949 г. в Трептов-парке в Берлине, куда был перенесен прах погибших в районе Большого Берлина советских воинов. Советский воин освободитель с немецкой девочкой на руках и скорбные фигуры сидящих солдат.
Советский воин- освободитель. Главный монумент памятника- ансамбля советским воинам, павшим в боях с фашизмом. Трептов-парк в Берлине. 1946-1949
Память Народная – это древний курган над Волгой, где сооружен мемориал героям Сталинградской битвы. В дождь ли, в снег ли, июльским раскаленным полднем, осенним сумрачным вечером идут сюда люди из всех стран мира.
Три композиционных узла связывают ансамбль в единое творение и очень точно ведут зрителя от состояния горечи, сопереживания скорби матери к победному порыву женщины с мечом.
Создание мемориала было непростым делом. Чтобы только подготовить поверхность кургана к началу строительства, потребовалось десять лет. Десять лет перебирали землю, освобождая ее от осколков, пуль, снарядов, и на каждом метре находили до двух тысяч металлических частиц. Немало было затаившихся мин и бомб.
Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Фрагмент «Стены-руины». 1967.
Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Скульптура «Скорбящая Мать». 1967 .
Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Скульптура «Стоять насмерть». 1967.
Семь тысяч бойцов сражались на Мамаевом кургане и остались здесь навечно. Семь тысяч – имена мы их знаем – и не счесть безымянных.
Непростые чувства переживает человек, поднявшись на вершину кургана: вместе с печалью приходит в сердце отвага, прикосновение к истории заставляет ощутить глубинную связь со своим народом, с Родиной