СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика как наука в русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Морфемика как раздел языкознания

  2. Морфема и морф. Разновидности морфов

  3. Типы морфем. Корень и аффиксы

  4. Функциональные типы аффиксов

  5. Позиционные типы аффиксов

Литература

Просмотр содержимого документа
«Морфемика как наука в русском языке»


Морфемика

  1. Морфемика как раздел языкознания

  2. Морфема и морф. Разновидности морфов

  3. Типы морфем. Корень и аффиксы

  4. Функциональные типы аффиксов

  5. Позиционные типы аффиксов

Литература

___________________________________________________

  1. Морфемика как раздел языкознания

Морфемика –

1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;

2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].

Морфемика занимает промежуточное положение между словообразованием, морфологией и морфонологией, так как морфемы выполняют различные функции и изучаются с разных точек зрения.

Напр., глагол по-друж-и-ть-ся состоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:

  • приставки (префикса) по- ‘начало действия’,

  • корня друж-,

  • двух суффиксов: -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и

-ть- (суффикс инфинитива),

  • постфикса -ся ‘взаимное действие’.

Это область морфемики.

  • Словообразование занимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.

Глагол по-друж-и-ть-ся образован от глагола дружить одновременным присоединением

  • приставки по- ‘начало действия’

  • и постфикса -ся ‘взаимное действие’.

  • В морфологии морфемы описываются с точки зрения выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):

Глагол подружиться изменяется, выражая различные ГЗ:

  • подруж-у-сь, подруж-ишь-ся… (лицо и число)

  • подружи-л-ся, подружи-л-а-сь… (время, число и род)

  • Морфонология изучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.

Корень друг- существует в разных вариантах, зависящих от его окружения:

  • друг-а – друг’е – друзj-a – друж-ить,

  • ср. также: люб-овь – люб’- ить – любл’

Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разные предметы.

К задачам морфемики относятся:

  1. рассмотрение принципов выделения морфем,

  2. выделение критериев отождествления и разграничения морфов,

  3. классификация морфем.

  1. Морфема и морф

Морфема (греч. morphē ‘форма’) – минимальная значимая часть слова.

Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).

Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.

От фонемы морфема отличается наличием значения. Фонемы образуют план выражения морфем:

  • мыш-онк-у

План выражения морфемы -онк – последовательность фонем , и , план содержания – сема ‘детеныш’.

План выражения морфемы -у – фонема , а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.

В отличие от слова, морфема семантически несамостоятельна, она всегда выражает часть общего значения слова. Ср.:

  • нос, стол, лез;

  • нос-ø, стол-ø, лез-ø.

Исключение составляют одноморфемные слова:

  • вдруг, пальто.

Вычленение морфем основывается на параллелизме между частичными различиями в материальной стороне слов и их форм и частичными различиями в их значениях (лексических и грамматических):

  • ламп-а ламп-ы ламп-у ламп-ø …

  • голов-а голов-ы голов-у голов-ø…

  • книг-а книг-и книг-у книг-ø…

Ср. также голов-а – голов-к с соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].

Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема, используется термин морф.

Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языка и речи.

  • Морф – это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая), речевая единица.

  • Морфема – это абстрактная нелинейная (парадигматическая), языковая единица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.

Напр.:

  • корень: рук-а – рук-и – руч-ной;

рук-, рук’- и руч- – три морфа одной корневой морфемы;

  • суффикс: дуб-ок – дуб-к-а– дуб-к;

-ок-, -к- и -к’- – три морфа одной морфемы.

В одну морфему объединяются морфы, которые

  1. имеют тождественное значение,

  2. обладают формальной, т.е. фонематической близостью.

Морфы одной морфемы делятся на два типа (по отношению к свободному варьированию):

  • алломорфы,

  • варианты.

  • Алломорфы – это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношениях дополнительной дистрибуции):

  • корень: у-бр-а-ть уир-а-ть – у-бер-у – у-бор-к-а;
    бег-у – беж-ишь; слух – слуш-а-ть; с-брос-и-ть – с-брас-ыва-ть;

  • приставка: о-кружить – об-вести – обо-йти; с-бросить – со-гнать;

  • суффикс: кус-ок – кус-оч-ек – кус-к-а – кус-к’-и;

  • окончание: кресл-ом – пол-ем;

  • англ. bat-s ‘летучие мыши’ – box-es ‘коробки’.

  • Варианты – морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношениях свободного варьирования. Напр.:

  • окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен-ой – стен-ою;- рук-ой – рук-ою;

  • окончание Т. п. мн. ч. у некоторых лексем: двер-ями – дверь-ми.

  1. Типы морфем. Корень и аффиксы

В структуре слова среди морфем выделяются:

  • корень и

  • аффиксы (лат. affīxus ‘прикрепленный’).

Деление морфем на корни и аффиксы опирается на

  • функцию в составе словоформы и

  • тип выражаемого значения.

  • Корень – центральный и обязательный элемент в структуре слова.

Не существует знаменательных слов без корня.

Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-ть появилось по аналогии с глаголами на -нуть на базе вы-нять, префиксального производного от яти [ШЭС, с. 51].

Корень выражает основную идею лексического значения слова. По А. А. Реформатскому, это вещественное значение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:

  • бегбег-ать;

  • черн-ый – черн-ота – черн-ить…

Корень может существовать в языке самостоятельно:

  • вдруг, завтра, теперь.

Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.

Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:

  • дом-ø, ног-а .

Связанные корни в современном языке существуют лишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:

  • добавка, прибавка,

  • обуть, разуть.

  • Аффиксы же не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксы не обязательны в словоформе. Они сопровождают корень и называются служебными морфемами.

В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды – морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:

  • префиксоиды: полу- полукруг, полубог…

авиа- – авиаалинии, авиаперевозки…

само- – самооанализ…

  • суффиксоиды: -вед – языковед, славяновед, краевед…

-фил – славяновил …

-видн- – стекловидный, змеевидный …

[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].

Среди аффиксов выделяются нулевые – это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:

  • дом-Ø – нулевая флексия является показателем И.п., ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями: дом-а, дом-у, дом-ов,

  • рук-Ø – нулевая флексия выражает Р.п., мн.ч.,

  • красив-Ø – ед.ч. м.р.: красив-а, красив-о, красив-ы.

Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.

  1. Функциональные типы аффиксов

С точки зрения выполняемых функций аффиксы делятся на

  • словообразовательные,

  • словоизменительные (формообразовательные).

  • Словообразовательные (деривационные – от лат. derivātio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чего меняется лексическое значение слова:

  • дом – дом-икне любой дом, а именно маленький; ср. также дом-ов-ой;

  • слон – слон-ёнок;

  • бег-: про-бег, за-бег, на-бег.

Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.

  • Словоизменительные (реляционные – от лат. relātio ‘отношение’) аффиксы (≈ формообразовательные) служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:

  • бег-а-ть – бег-а-л.

  • бег-: бег-у, беж-ишь

ЛЗ глагола не меняется: глагол обозначает один и тот же процесс.

Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:

  • построил домик-Ø,

  • вышел из домик-а.

Термин формообразовательные используется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:

  • чита-ть – чита-я – чита-л-а – чита-ющ-ий – чита-вш-ий.

Формообразовательные суффиксы -л-, -ущ- и -вш- образуют формы глагола, но прямо с выражением синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания) -а- и -ий- в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:

  • девочка читал-а – мальчик читал-Ø – они читал-и;

  • читающ-ий мальчик-Ø ­– читающ-его мальчик-а ­ – читающ-ему мальчик-у

  1. Позиционные типы аффиксов

По положению относительно корня аффиксы делятся на

  1. стоящие перед корнем префиксы (приставки),

  2. стоящие после корня:

  • постфиксы,

  • суффиксы,

  • окончания (флексии),

  1. вставляемые внутрь корня:

  • инфиксы,

  • трансфиксы,

  1. вставляемые между корнями – интерфиксы,

  2. окружающие корень – циркумфиксы (конфиксы).

Схема 1.

аффиксы

┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐

перед корнем внутри корня между корнями после корня вокруг корня

┌─────┴────┐ │ │

префиксы инфиксы трансфиксы интерфиксы постфиксы циркумфиксы

(приставки) (конфиксы)

┌────────┬────────┐

суффиксы флексии собственно

постфиксы

1.  Префиксы (от лат. praefīxum ‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем:

  • пере-рыв, под-писать, не-глубокий.

  • in-active, re-fresh.

В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании, а при формообразованииочень редко.

Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола:

  • делать – с-делать, писать – на-писать, читать – про-читать1.

Однако чаще приставка меняет не только видовое значение, но и лексическое:

  • читать – пере-читать – вы-читать.

В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабском и грузинском языках при помощи префиксов оформляется спряжение [Кодухов, с. 239].

Широко используется префиксация для выражения грамматических значений в языках бáнту (Восточная Африка). Напр., в языке суахили:

  • wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta- будущее время, si- отрицание, po- условность, ku- – глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].

Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские.

2.  Постфиксы (лат. postfīxum ‘прикрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня.

Этот термин используется в двух значениях:

  1. он обозначает все служебные морфемы, стоящие после корня, т.е. и суффиксы, и флексии;

  2. собственно постфиксы – служебные морфемы, стоящие после флексии, напр., рус. -ся, -то, -либо.

Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:

  • нем.: Kind ‘дитя’, Kind-er ‘дети’, Kind-er-chen ‘детки’.

Суффиксы и флексии различаются по типу грамматического значения.

2.1.  Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные (лексико-грамматические) значения:

  • рук-а – руч-к-а – руч-онк-а – руч-ищ-а – руч-н-ой;

  • конь – кон-ёк – кон-ин-а – кон-юх – кон-н-ый – кон-ск-ий.

Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные (т.е. чисто грамматические) значения. Они образуют регулярные формы, которые могут иметь дальнейшее изменение:

  • рассказ-а-ть – рассказ-а-л-ø, рассказа-л-а, рассказа-л;

  • рассказ-а-вш-ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а-нн-ый (-ая, -ые; -ого…);

  • рассказ-а-в;

  • красив-ый – красив-ее.

_____________________________________

1 Русские глаголы в видовой паре большинством исследователей считаются самостоятельными лексемами,
а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение.

2.2.  Флексии (от лат. flexio ‘сгибание, переход’) = окончания – постфиксы со словоизменительным, реляционным значением, т.е. выражающие синтаксические отношения слова к другим словам в предложении.

  • красив-ый – красив-ая – красив-ые; красив-ого – красив-ому – красив-ым;

  • расскаж-у – расскаж-ешь – расскаж-ет – расскаж-ем

Постфикс является флексией, если он

  1. имеет хотя бы одно реляционное значение,

  2. входит в словоизменительную парадигму [ЛЭС, с. 60].

Уже говорилось, что суффиксы могут иметь не только словообразовательное (лексико-грамматическое), но и словоизменительное значение.

В свою очередь, парадигма флексий может выполнять словообразовательную функцию. Напр.:

  • ворон-øворóн-а сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср. кум-ø – кум-а;

  • бел-ый – бел-и-ть: бел-ый – бел-ая – бел-ое; глагол белить отличается от прилагательного парадигмой склоения: бел-ю – бел-ишь – бел-ит…;

  • добрый – добро: добр-ый – добр-ого – добр-ому…↔ добр-о – добр-а – добр-у.

В диахронном аспекте между суффиксами и флексиями нет жесткой границы. Наречия утром, вечером, летом образовались путем адвербиализации (перехода в наречие) падежной формы, так что -ом из флексии превратилось в суффикс.

Любопытный факт по поводу соотношения префиксов и постфиксов:

  • среди языков мира намного больше языков с постфиксами, но без префиксов,

  • чем языков, имеющих как постфиксы, так и префиксы;

  • языков же, в которых имелись бы префиксы, но отсутствовали постфиксы, почти не засвидетельствовано; возможными претендентами являются некоторые австроазиатские языки (из групп кхами, мон-кхмерской, палаунг-ва), но в них и префиксация слабо развита [Плунгян, с. 89]. Наглядно это можно представить так:

есть только постфиксы

есть и постфиксы,

и префиксы

только префиксы

3.  Инфиксы (лат. infixum ‘вставленное внутрь’) – это аффиксы, вставленные внутрь корня или основы.

Наиболее ярко представлены инфиксы в индонезийских языках, напр., в тагáльском:

  • sulat ‘письмо’ – s-um-ulat ‘писáть’,

  • pasok ‘вход’ – p-um-asok ‘входить’,

  • sulat ‘письмо’ – s-in-ulat ‘написан’,

  • pataj ‘мертвец’ – p-in-ataj ‘убит’.

В индоевропейских языках встречаются единичные примеры инфиксов.

В латинском:

  • vi-n-c-o ‘побеждаю’, fi-n-d-o ‘колю’ и ru-m-p-o ‘я ломаю’ образованы при помощи инфиксов -n- и -m- (ср. формы прошедшего времени vīc-ī ‘я победил’, fīd-ī ‘я колол’ и rūp-ī ‘я сломал’).

  • старосл.: с¤д- (ср. рус. сяду, но сел): *sed-ti – se-n-dõ;

л¤г- (ср. рус.: лягу, но лёг): *leg-ti – le-n-g-õ.

  • англ.: stood ‘стоял’ – sta-n-d ‘стоять’ [Реформатский, с. 268; Кодухов, с. 239; ЛЭС, с. 59].

4.  Трансфиксы (лат. trans ‘через, сквозь’; transfixus ‘пробитый, пронзенный’) – это аффиксы, состоящие из гласных и «разрывающие» корень из согласных по определенной «схеме».

Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский). Напр., в арабск.:

КТБ – идея письма; КТЛ – идея убийства

КаТаБа ‘написал’ КаТаЛа ‘убил’

КуТиБа ‘был написан’ КуТиЛа ‘был убит’

КāТиБу ‘пишущий’ КāТиЛу ‘убивающий’

КиТāБу ‘книга’ КиТāЛу ‘сражение’ [Реформатский, с. 269].

5.  Интерфиксы (искусств. лат. interfixum ‘междукрепленный’) – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи морфем в сложных словах [Реформатский, с. 266].

Они употребляются исключительно в словообразовательной функции: соединяют две основы. Интерфиксами являются русские соединительные гласные -о- и -е-:

  • пар-о-ход, лоб-о-тряс, земл-е-коп, каш-е-вар и под.

-е- и -s- в немецких сложных словах:

  • Tag-e-buch ‘дневник’, Geburt-s-tag ‘день рождения’, Ort-s-kunde ‘краеведение’, Arbeit-s-plan ‘рабочий план’, Alter-s-heim ‘дом престарелых’ [Кодухов., 239; ЛЭС, с. 59].

Общее с интерфиксами имеют так называемые «тематические гласные» в славянских языках, которые связывают корень с каким-либо постфиксом для образования глагольных форм:

  • чит-а-ть, сид-е-ть, ход-и-ть.

Ср. также «тематический йот [j]», служащий для образования основы настоящего времени и следующий за тематическим гласным:

  • чит-а-j-у, бол-е-j-эт[Реформатский, с. 267].

В связи с отсутствием значения интерфиксам часто отказывают в статусе морфемы.

6.  Конфиксы (лат. confixum ‘скрепленное’), или циркумфиксы – комбинации из префикса и постфикса, функционирующих совместно:

  • под-окон-ник, за-речь-е, раз-бежать-ся.

Нем.:

  • lob-en ‘хвалить’ – ge-lob-t ‘хваленый’; ср. lob-t ‘хвалит’;

  • find-en ‘найти’ – ge-fund­-en ‘найденный’

  • nehm-en ‘брать, взять’ – ge-nomm-en ‘взятый’ [Реформатский, с. 267–268; ЛЭС, с. 59].

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова. С. 273–276. Типы морфов. С. 277.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. С. 195–200. Классификации морфем. С. 200–205.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. Глава V. Морфемика и словообразование. 5.1. Морфема как единица языка. Классификация морфем. С. 90–98.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 39. Морфемы. С. 235–240.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Морф. С. 311. Морфема С. 312–313. Морфемика. С. 313. Морфология. С. 313–315. Морфонология. С. 315–316. Словообразование. С. 467–469.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (1-ое изд. – 1975, 2-ое изд. 1987). Глава IV. Грамматика. 1. Вступительные замечания. С. 125–131.

Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003 (М., 2000). Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. Глава IV. Грамматика. § 45. Способ аффиксации. С. 264–270.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). Глава III. Грамматика. § 27. Морфема. С. 78–79. § 28. Виды морфем. С. 79–81.

ШЭС – Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (3-е изд., испр.). М.: Дрофа, 2000. 400 с.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Морф. С. 241–242. Морфема С. 242. Морфемика. С. 242–243. Морфонология. С. 246–247.  Словообразование. С. 500–503.

8