В произведениях И.С.Тургенева развивается устойчивый мотив “статуарности“, источник которого - мифопоэтическая традиция Пушкина. Р.Якобсон пришел к выводу, что “ожившая статуя…является орудием злой магии, она несет разрушение и никогда не является воплощением женщины“. [4, с.173]. У Тургенева, ориентированного в творчестве на пушкинскую традицию, актуален не столько образ статуи, сколько мотив статуарности, имеющий иное семантическое наполнение. Только в стихотворении “К Венере Медицейской“, где соединяются два мифа о скульпторе и статуе (изваяние Праксителем статуи Афродиты и Пигмалионом – Галатеи), возникает образ статуи богини любви, являющийся в то же время и воплощением женщины. В этом стихотворени представлен инверсированнный мотив “статуарности“. Мрамор превращается в плоть креативной энергией человека – творца.
Мотив “статуарности” обнаруживает себя в тексте “К А.С.”, в метаморфозе Зинаиды в повести “Первая любовь”, в стихотворении в прозе “Встреча“, в повести “Клара Милич“, в повести-фантазии “Призраки“.
Если в тексте стихотворения “К Венере Медицейской“ статуя оживает инспирацией “духа жизни“ в мертвую плоть мрамора, то в стихотворении “К А.С.“ возникает скрытый мотив статуарности, эксплицированный в знаковый комплекс: “страшный взгляд”, “страшная красота” (оксюморон, возникший из трансфигурации мифа о Медузе Горгоне, которая “некогда сама была богиней и прятала лицо за устрашающей маской Горгоны, этой отвратительной личины, которая должна была удержать непосвященных от проникновения в её таинства” [2, c.29]). Покровом истины является “страшная красота” и взгляд (“Но взгляда вашего я трушу…”) – маска Медузы Горгоны. Миф о Медузе Горгоне является связующим звеном между стихотворением “К А.С.” (несправедливо определенное как “рифмованное светское послание” [5, c.157]) и его прототекстом – “Евгением Онегиным”, мифопоэтический субстрат которого выявлен С.М.Козловой и рассмотрен как “способ организации одного из уровней его сюжетного корпуса на базе мифологии Исиды”, где египитская богиня (её греческая ипостась - Афина.) оформляет в античной культуре архетип истины, являясь её воплощением и хранителем: “С мифологией Исиды – Афины тесно связан миф о горгоне Медузе, давший литературе богатый арсенал мотивов для фабуляции темы” [3, c.34-64].
Тургенев, в стихотворении, соотнесенном с ”Евгением Онегиным” не только фабульно, но и на глубоком мотивном уровне, обнажает в финале мотив Медузы горгоны, намечая развитие образа женщины - существа двойственной природы, забирающего последние силы героя, несущего смерть. Недаром терцет последней строфы звучит как заклятье-оберег: “Нет, Нет! Я стар, нет, я вам чужд, / Давно в борьбе страстей и нужд / Я истощил и жизнь и душу, -поскольку женщине-хищнице потребна лишь неистощенная жизнь и душа. Например, в повести “Клара Милич”: “Он чувствует одно: Клара здесь … Если эта власть, которую я чувствую над собой, точно твоя власть – явись!” [Т.13;c.128-129], в повести “Призраки” герой чувствует, как уходит из него жизнь и каждый полет всё больше оживляет Эллис: “в тёмных глазах дрогнули живые искры”[T.9;c.88] её лицо “показалось мне не столь прозрачным как накануне” [T.9;c.89]. Но Эллис не удается взять всю жизненную силу человека: “О я несчастная! Я могла бы воспользоваться, набраться жизни… а теперь… Ничтожество, ничтожество!” Однако, последствия встречи всё же необратимы: “Здоровье расстроилось: грудь заболела, бессоннница, кашель. Всё тело сохнет. Лицо желтое, как у мертвеца. …”[T.9;c.108], стихотворение в прозе “Встреча”, - та же встреча с призраком женщины, лишающим человека витальной силы: “ Она устремила их на меня и засмеялась одними устами… без звука. Встань, мол, и приди ко мне. … А я остался неподвижен и нем на могильной моей плите”[T.13;c.200].
Мотив статуарности связывается, таким образом, связан с архетипическим образом Медузы Горгоны, более актуальным для поздних произведений И.С.Тургенева (и проявляется в несравненно большем количестве текстов), но проходит через всё творчество писателя.
- Тургенев И.С. Сочинения в 15-и томах. М.-Л., 1960. (сноски содержат указание номера тома и страницы)
- Грейвс Р. Мифы Древней Греции. В 2-х т. Т.1. М., 2001.
- Козлова С.М. Мифология и мифопоэтика сюжета о поисках и обретении истины // От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996.
- Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.
- Чернов Н.М. Из разысканий о Тургеневе (К А.С.) // И.С.Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л.,