СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мотивация школьников к исследовательской деятельности по биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Мотивация школьников к исследовательской деятельности по биологии"»

Анджаева В.Б., Мучиряева А.А.
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Россия
МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Успех любой познавательной деятельности в большей степени зависит от её
мотивации. При её отсутствии возможна только деятельность по принуждению. Без
желания любая исследовательская деятельность будет малоэффективна,
безрезультатна. Важным условием развития образовательной мотивации является
принятие личности ученика сверстниками, родителями, учителями. Огромное влияние
на выработку образовательной мотивации оказывает создание ситуации успеха.
Ученик должен ощутить своё развитие. Это во многом зависит от учителя.
В практике нашей работы на уроках биологии особое внимание уделяется
исследовательской деятельности учащихся, для того чтобы ученики могли проявить
активность, самостоятельность, полно реализуя свои умения и знания.
Поскольку любой ученик школы обладает любознательностью, способен
наблюдать, экспериментировать, исследовать, находить нужную информацию, то
следует признать, что каждый ученик способен к исследовательской деятельности.
Одна из главных задач учителя – это помочь ученику раскрыться, поверить в свои
силы. Необходимо поощрять, направлять его работу, развивать стремление у учащихся
к исследованию и поиску. При проведении исследовательской работы учащимися нами
выработан следующий алгоритм действий:
1) Выбор темы для исследования.
2) Подбор материала для исследования по данной теме.
3) Формулирование цели и задач исследования.
4) Выбор методик исследования.
5) Выполнение исследовательской работы.
6) Формулирование выводов и результатов исследования.
7) Оформление работы и защита исследовательской работы.
В нашей практике применяются следующие задания исследовательского
характера на уроках биологии. Например, дается задание исследовать форму листьев.


Объяснить, почему листья имеют такую форму? При выполнении заданий такого типа
важно поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные варианты.
Отмечать успешные моменты каждого ученика.
Учебно-исследовательская деятельность детей активно используется на уроках
биологии. Одним из основных методов школьной биологии считают наблюдение.
Наблюдение натуральных объектов и простейшие эксперименты с ними позволяют
усилить мотивацию, активизировать эмоциональную сферу личности, вызывать у них
желание принять участие в решении разнообразных, в том числе и экологических
проблем.
Самостоятельные работы с натуральными объектами, т.е. с живыми системами
разной степени сложности, способствуют формированию у школьников первичных
исследовательских навыков. Лабораторные работы способствуют развитию
творческой инициативы как обучающего, так и обучаемых.
Биология - наука экспериментальная, поэтому следует по возможности чаще
привлекать учащихся к постановке опытов, проведению наблюдений над живыми
организмами. На лабораторных занятиях у учащихся не только повышаются знания, но
и развиваются практические умения и навыки, способности каждого к
самостоятельному действию. Данные уроки оказывают существенное влияние на
умственное развитие учащихся, так как в ходе самостоятельного изучения
натуральных объектов по заданиям учителя учащиеся приучаются целенаправленно
рассматривать их, в результате чего возникает целостное восприятие этих объектов,
представление о них, на основе чего формируются различные биологические понятия
и умения ими оперировать. Самостоятельно действуя в процессе лабораторных работ,
учащиеся постепенно овладевают предметно-действенным анализом, что является
неотъемлемым качеством творчески мыслящего человека.
С учетом возраста обучающегося нами апробируется программа «Ступени»,
которая определяет основные этапы в развитии, обученности и воспитанности. При
использовании исследовательского метода в биологии и экологии эти ступени
реализуются следующим образом:
5 класс – работа с дополнительной литературой, дневники наблюдений,
составление плана.
6 класс – опыты, эксперименты, практические и лабораторные работы (первые
навыки). Учащиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой
исследования. Так, при изучении темы “Приспособленность животных и растений к
условиям окружающей среды” ребята по материалам учебника знакомятся с тем, как
приспособлены к обитанию в засушливых условиях кактусы, верблюжья колючка, как приспособлены к обитанию в наземно-воздушной и водной средах пингвины и
ластоногие млекопитающие.
Учащиеся 5-7 классов выполняют творческие задания на уроках биологии и
во внеурочное время – стихи, сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому
растению», «Путешествие с молекулой кислорода по организму», «Путешествие по
клетке», кроссворды, викторины, презентации.
7 класс – моделирование, научное сообщение, описание результатов
практических и лабораторных работ, формулирование выводов. Ученикам 7-го класса
даются летние задания. Например, по составлению гербария растений из семейств
покрытосеменных растений, морфологии листьев; коллекций насекомых и др.
Возможная тематика исследований: «Приспособленность растений степей к
засушливым условиям обитания», «Приспособления растений к опылению»,
«Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара». По результатам
исследований авторы делают краткие сообщения, обязательно содержащие выводы.
Лабораторные работы по усмотрению учителя могут проводиться как для
получения новых знаний, так и для их закрепления и проверки уже имеющихся.
На лабораторных работах учащиеся работают самостоятельно по
инструктивным карточкам.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью
исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся
достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой
по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта
одного урока недостаточно. В нашей практике учащимися рассматривались
исследовательские проекты по различной тематике: «Мои первые наблюдения за
тополем», «Растения – индикаторы на клумбе», «Выращивание чайного гриба в
домашних условиях» и др. Самостоятельно найденный ответ - маленькая победа
ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих
возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное
сопротивление процессу обучения. Эту положительную гамму эмоций школьник
хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто
к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания - познавательный интерес, мотивация к знаниям.

© 2019, 212 0