СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация учебной деятельности- основное условие успешного обучения школьников на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации показаны приемы для повышения мотивации на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности- основное условие успешного обучения школьников на уроках географии»

Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский

Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский

 Мотив Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотив

  • Мотив – источник деятельности любого человека.
  • «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека.
  • Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями   Современные дети : -резко возросла информированность детей; -относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; -несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления; - ограниченность общения со сверстниками

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями

Современные дети :

  • -резко возросла информированность детей;
  • -относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
  • -несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
  • - ограниченность общения со сверстниками
Как обучать в новых условиях? Как удержать интерес современного ученика? Каким образом включить  ученика в образовательный процесс?

Как обучать в новых условиях? Как удержать интерес современного ученика?

Каким образом включить  ученика в образовательный процесс?

Важные аспекты, влияющие на формирование мотивации. Личность учителя. Сотрудничество учителя и учащегося. Создание эмоционально-комфортной обстановки. Методы проблемно-развивающего обучения. Организация коллективной деятельности. Перечень знаний и умений учащихся по определенной теме. Активизация учебно-познавательной деятельности. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Рефлексия.

Важные аспекты, влияющие на формирование мотивации.

  • Личность учителя.
  • Сотрудничество учителя и учащегося.
  • Создание эмоционально-комфортной обстановки.
  • Методы проблемно-развивающего обучения.
  • Организация коллективной деятельности.
  • Перечень знаний и умений учащихся по определенной теме.
  • Активизация учебно-познавательной деятельности.
  • Максимально возможное снятие внешнего контроля.
  • Рефлексия.
Сформулируйте тему урока

Сформулируйте тему урока

Удивляй!   Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное!     Море без побережья Саргассово море — это район в центре Северо-Атлантического океана, окруженный течениями океана, и он является единственным морем без побережья. На западе оно ограничено Гольфстримом, на севере Северо-Атлантическим течением, на востоке – Канарским течением и на юге — Североэкваториальным течением.  Названо море из-за обитающих в нем саргассовых водорослей.  Какой вопрос у вас возникает в связи с этим?

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное!

  Море без побережья

Саргассово море — это район в центре Северо-Атлантического океана, окруженный течениями океана, и он является единственным морем без побережья. На западе оно ограничено Гольфстримом, на севере Северо-Атлантическим течением, на востоке – Канарским течением и на юге — Североэкваториальным течением.

Названо море из-за обитающих в нем саргассовых водорослей.

Какой вопрос у вас возникает в связи с этим?

 Привлекательная цель - Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой? Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой? Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой? Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой? Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?

Привлекательная цель - Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

  • Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
  • Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
  • Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
  • Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
  • Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
Фантастическая добавка Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие на Антарктиду. Что мы там увидим?

Фантастическая добавка

Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие на Антарктиду. Что мы там увидим?

 «Группировка» Какое понятие объединяет иллюстрации? Какое понятие объединяет иллюстрации? Какое понятие объединяет иллюстрации? Какое понятие объединяет иллюстрации?

«Группировка»

Какое понятие объединяет иллюстрации?

  • Какое понятие объединяет иллюстрации?
  • Какое понятие объединяет иллюстрации?
  • Какое понятие объединяет иллюстрации?
Лови ошибку!   Итак, друзья, мы в африканской саванне. Впереди блестят воды Онтарио. Пойдем набрать воды. Ой, кто там за гигантским кактусом? А, это мелькнула тень белого медведя – вышел на охоту. Солнце склонилось к закату.  А вот у колес автомобиля, видимо в поисках пищи, вертится мохнатый зверек мангуст. Тишина… но чьи это громкие крики? Горилла развлекается. А вот и страус летит свистя крыльями.

Лови ошибку!

  Итак, друзья, мы в африканской саванне. Впереди блестят воды Онтарио. Пойдем набрать воды. Ой, кто там за гигантским кактусом? А, это мелькнула тень белого медведя – вышел на охоту. Солнце склонилось к закату.  А вот у колес автомобиля, видимо в поисках пищи, вертится мохнатый зверек мангуст. Тишина… но чьи это громкие крики? Горилла развлекается. А вот и страус летит свистя крыльями.

«Синквейн» «Солнце» Солнце Яркое, Большое Светит, Греет, дает жизнь Земля вращается вокруг Солнца Свет («ОКЕАН»)

«Синквейн»

  • «Солнце»
  • Солнце
  • Яркое, Большое
  • Светит, Греет, дает жизнь
  • Земля вращается вокруг Солнца
  • Свет

(«ОКЕАН»)

Приём «Фишбоун»  (диаграмма профессора Каору Исикава)  Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Пример. География:  голова – сокращение населения России  верхние косточки – рождаемость, смертность, естественный прирост  нижние косточки – демографическая ситуация  хвост –демографическая политика.

Приём «Фишбоун» (диаграмма профессора Каору Исикава)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример.

География:

 голова – сокращение населения России

 верхние косточки – рождаемость, смертность, естественный прирост

 нижние косточки – демографическая ситуация

 хвост –демографическая политика.

«Таинственный предмет» Ученикам показывается изображение предмета (или сам предмет). Они должны составить как можно больше вопросов про это предмет.

«Таинственный предмет»

Ученикам показывается изображение предмета (или сам предмет). Они должны составить как можно больше вопросов про это предмет.

Отсроченная отгадка  В начале урока учитель загадывает загадку (или малоизвестный и удивитель­ный факт), отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом. (автор А. Гин)

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель загадывает загадку (или малоизвестный и удивитель­ный факт), отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом. (автор А. Гин)

Проблемный вопрос Что случится, если…? - Назовите… - Сколько известно… ? - Какой …. является лучшим и почему? - Приведите пример,…  В чем сильные и слабые стороны….?  - Из чего состоит…?  - Каким образом… влияет на … ?  - Кто участвовал…? - Чем похожи… и …. ? - На что похоже… ?  - Где происходило … ?  - Кто открыл … ?  - Что мы уже знаем о … ? - Каким образом … можно использовать для … ?  - Кто изобрел … ?

Проблемный вопрос

  • Что случится, если…?
  • - Назовите…
  • - Сколько известно… ?
  • - Какой …. является лучшим и почему?
  • - Приведите пример,…
  • В чем сильные и слабые стороны….?
  • - Из чего состоит…?
  • - Каким образом… влияет на … ?
  • - Кто участвовал…?
  • - Чем похожи… и …. ?
  • - На что похоже… ?
  • - Где происходило … ?
  • - Кто открыл … ?
  • - Что мы уже знаем о … ?
  • - Каким образом … можно использовать для … ?
  • - Кто изобрел … ?
Показ кинофильмов. Их анализ. Предварительные вопросы. 1) Название фильма. 2) Как вы думаете, что вы увидите в этом фильме? На основании названия фильма предположите, какая идея лежит в его основе. Вопросы после просмотра 1) Тип кинофильма. Можно предложить выбрать из нескольких ответов - документальный фильм, кинохроника, пропагандистский фильм, художественный фильм 2) Обратите внимание, как ракурсы, освещение, музыка, повествование влияет на создание атмосферы в этом фильме. Какое общее настроение или тон фильма? 3) Укажите центральную идею фильма, как вы ее поняли после просмотра. 4) Каковы сильные и слабые стороны фильма (с точки зрения передачи основной идеи, как вы ее поняли)? 5) Как вы думаете, на какую реакцию зрителей рассчитывали создатели фильма?

Показ кинофильмов. Их анализ.

Предварительные вопросы.

  • 1) Название фильма.
  • 2) Как вы думаете, что вы увидите в этом фильме? На основании названия фильма предположите, какая идея лежит в его основе.

Вопросы после просмотра

  • 1) Тип кинофильма. Можно предложить выбрать из нескольких ответов - документальный фильм, кинохроника, пропагандистский фильм, художественный фильм
  • 2) Обратите внимание, как ракурсы, освещение, музыка, повествование влияет на создание атмосферы в этом фильме. Какое общее настроение или тон фильма?
  • 3) Укажите центральную идею фильма, как вы ее поняли после просмотра.
  • 4) Каковы сильные и слабые стороны фильма (с точки зрения передачи основной идеи, как вы ее поняли)?
  • 5) Как вы думаете, на какую реакцию зрителей рассчитывали создатели фильма?
   « Методика изучения мотивации обучения старших подростков» (авторы: М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина)       Диагностика осуществлялась с применением следующих методов: Анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации учащихся. Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий) Наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности. Анкетирование родителей учащихся

« Методика изучения мотивации обучения старших подростков» (авторы: М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина)  

Диагностика осуществлялась с применением следующих методов:

  • Анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации учащихся.
  • Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)
  • Наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.
  • Анкетирование родителей учащихся
Оценочная таблица Уровень мотивации Показатели мотивации I I 26-28 II Показатели мотивации II 22-25 Показатели мотивации III 24-27 III Сумма баллов итогового уровня мотивации 22-25 20-23 18-21 IV 15-17 17-21 70-80 15-19 V До 14 57-69 9-14 13-16 7-12 44-56 До 8 29-30 До 6 До 28

Оценочная таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации I

I

26-28

II

Показатели мотивации

II

22-25

Показатели мотивации

III

24-27

III

Сумма баллов итогового уровня мотивации

22-25

20-23

18-21

IV

15-17

17-21

70-80

15-19

V

До 14

57-69

9-14

13-16

7-12

44-56

До 8

29-30

До 6

До 28

Результаты: I  — очень высокий уровень мотивации учения; II  — высокий уровень мотивации учения; III-  нормальный (средний) уровень мотивации учения; IV-  сниженный уровень мотивации учения; V  — низкий уровень мотивации учения

Результаты:

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

III- нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV- сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения

Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являлись:     Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней . Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися. Позитивная динамика уровня качества обучения . Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности. Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах.

Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являлись:

 

  • Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней .
  • Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
  • Позитивная динамика уровня качества обучения .
  • Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
  • Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах.
Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте.

Подведём итог

  • Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
  • Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте.
      Рефлексия: Синквейн мастер класса Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников 1 строчка- Мастер- класс 2……… 3………. 4……….. 5…………

    Рефлексия: Синквейн мастер класса Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников

    1 строчка- Мастер- класс

    2………

    3……….

    4………..

    5…………