Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский
Мотив
- Мотив – источник деятельности любого человека.
- «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека.
- Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями
Современные дети :
- -резко возросла информированность детей;
- -относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- -несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- - ограниченность общения со сверстниками
Как обучать в новых условиях? Как удержать интерес современного ученика?
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Важные аспекты, влияющие на формирование мотивации.
- Личность учителя.
- Сотрудничество учителя и учащегося.
- Создание эмоционально-комфортной обстановки.
- Методы проблемно-развивающего обучения.
- Организация коллективной деятельности.
- Перечень знаний и умений учащихся по определенной теме.
- Активизация учебно-познавательной деятельности.
- Максимально возможное снятие внешнего контроля.
- Рефлексия.
Сформулируйте тему урока
Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное!
Море без побережья
Саргассово море — это район в центре Северо-Атлантического океана, окруженный течениями океана, и он является единственным морем без побережья. На западе оно ограничено Гольфстримом, на севере Северо-Атлантическим течением, на востоке – Канарским течением и на юге — Североэкваториальным течением.
Названо море из-за обитающих в нем саргассовых водорослей.
Какой вопрос у вас возникает в связи с этим?
Привлекательная цель - Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
- Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
- Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
- Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
- Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
- Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
Фантастическая добавка
Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие на Антарктиду. Что мы там увидим?
«Группировка»
Какое понятие объединяет иллюстрации?
- Какое понятие объединяет иллюстрации?
- Какое понятие объединяет иллюстрации?
- Какое понятие объединяет иллюстрации?
Лови ошибку!
Итак, друзья, мы в африканской саванне. Впереди блестят воды Онтарио. Пойдем набрать воды. Ой, кто там за гигантским кактусом? А, это мелькнула тень белого медведя – вышел на охоту. Солнце склонилось к закату. А вот у колес автомобиля, видимо в поисках пищи, вертится мохнатый зверек мангуст. Тишина… но чьи это громкие крики? Горилла развлекается. А вот и страус летит свистя крыльями.
«Синквейн»
- «Солнце»
- Солнце
- Яркое, Большое
- Светит, Греет, дает жизнь
- Земля вращается вокруг Солнца
- Свет
(«ОКЕАН»)
Приём «Фишбоун» (диаграмма профессора Каору Исикава)
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример.
География:
голова – сокращение населения России
верхние косточки – рождаемость, смертность, естественный прирост
нижние косточки – демографическая ситуация
хвост –демографическая политика.
«Таинственный предмет»
Ученикам показывается изображение предмета (или сам предмет). Они должны составить как можно больше вопросов про это предмет.
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель загадывает загадку (или малоизвестный и удивительный факт), отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом. (автор А. Гин)
Проблемный вопрос
- Что случится, если…?
- - Назовите…
- - Сколько известно… ?
- - Какой …. является лучшим и почему?
- - Приведите пример,…
- В чем сильные и слабые стороны….?
- - Из чего состоит…?
- - Каким образом… влияет на … ?
- - Кто участвовал…?
- - Чем похожи… и …. ?
- - На что похоже… ?
- - Где происходило … ?
- - Кто открыл … ?
- - Что мы уже знаем о … ?
- - Каким образом … можно использовать для … ?
- - Кто изобрел … ?
Показ кинофильмов. Их анализ.
Предварительные вопросы.
- 1) Название фильма.
- 2) Как вы думаете, что вы увидите в этом фильме? На основании названия фильма предположите, какая идея лежит в его основе.
Вопросы после просмотра
- 1) Тип кинофильма. Можно предложить выбрать из нескольких ответов - документальный фильм, кинохроника, пропагандистский фильм, художественный фильм
- 2) Обратите внимание, как ракурсы, освещение, музыка, повествование влияет на создание атмосферы в этом фильме. Какое общее настроение или тон фильма?
- 3) Укажите центральную идею фильма, как вы ее поняли после просмотра.
- 4) Каковы сильные и слабые стороны фильма (с точки зрения передачи основной идеи, как вы ее поняли)?
- 5) Как вы думаете, на какую реакцию зрителей рассчитывали создатели фильма?
« Методика изучения мотивации обучения старших подростков» (авторы: М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина)
Диагностика осуществлялась с применением следующих методов:
- Анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации учащихся.
- Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)
- Наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.
- Анкетирование родителей учащихся
Оценочная таблица
Уровень мотивации
Показатели мотивации I
I
26-28
II
Показатели мотивации
II
22-25
Показатели мотивации
III
24-27
III
Сумма баллов итогового уровня мотивации
22-25
20-23
18-21
IV
15-17
17-21
70-80
15-19
V
До 14
57-69
9-14
13-16
7-12
44-56
До 8
29-30
До 6
До 28
Результаты:
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
III- нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV- сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения
Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являлись:
- Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней .
- Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
- Позитивная динамика уровня качества обучения .
- Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
- Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах.
Подведём итог
- Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
- Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте.
Рефлексия: Синквейн мастер класса Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников
1 строчка- Мастер- класс
2………
3……….
4………..
5…………