СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Можем ли мы услышать живопись

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу. Мы не раз убеждаемся в этом.

 Говорят, - «Что фальшивый аккорд красок также режет глаз художника, как фальшивый аккорд – ухо музыканта». В живописи есть особая музыкальность, свой живописный красочный ритм. Художники великолепно «оркеструют» свои картины. Краски, подобные голосам различных инструментов в оркестре, дополняя и обогащая друг друга, сливаются на их полотнах в гармоничное звучание целого.

Просмотр содержимого документа
«Можем ли мы услышать живопись»

Тема урока: «Музыка в семье муз»

5 класс


Цель урока: Формирование музыкальной культуры и

культурологических компетенций.

Задачи урока:

  • Показать значение музыки в семействе муз. Познакомить с новыми произведениями в музыке и живописи.

  • Продолжить работу над развитием навыков пения, слушания музыкальных произведений, раскрытие внутреннего видения картин, воображения и фантазии;

  • Воспитывать любовь к лучшим образцам искусства.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, интерактивная доска, синтезатор.

Музыкальный ряд: И. С. Бах «Аве Мария», Ф. Шуберт «Аве Мария», И. Шаферан, П. Аедоницкий «Красно солнышко».


Изобразительный ряд: Рафаэль «Сикстинская мадонна», икона

Богоматерь Владимирская, фрески Рублёва,

Успенский собор.

Литературный ряд: А. Фет «Аве Мария».


Ход урока: 1. Организационно - мотивационный аспект.

2. Содержательный аспект урока.

3. Этап формирования основных

культурологических компетенций.

4. Рефлекторный аспект.

1. Организационно - мотивационный аспект.

Живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу. Мы не раз убеждаемся в этом.

Говорят, - «Что фальшивый аккорд красок также режет глаз художника, как фальшивый аккорд – ухо музыканта». В живописи есть особая музыкальность, свой живописный красочный ритм. Художники великолепно «оркеструют» свои картины. Краски, подобные голосам различных инструментов в оркестре, дополняя и обогащая друг друга, сливаются на их полотнах в гармоничное звучание целого.

«Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Илья Репин, великий русский художник. При создании некоторых картин его младший брат, студент консерватории, играл на рояле. Репин говорил: - Эта музыка производила на меня неотразимое впечатление, и я пытался воплотить в живописи то настроение, которое создавалось у меня под влиянием этой музыки.

- Как вы думаете, в чём взаимосвязь музыки и изобразительного искусства?

(Предполагаемые ответы)

- Они отображают жизнь, но каждый своими средствами.

- Музыка и изобразительное искусство имеют общие термины: звуковая и цветовая гамма, музыкальная палитра, оттенки…

Музыка и изобразительное искусство имеют общие задачи:воспитывать, развивать (слух, вкус), образовывать и развлекать.

А еще музыка и изобразиительное искусство имеют общие темы для изображения.

В старинных русских городах главным зданием был храм. Храм – это здание для богослужения, церковь. (С. И. Ожегов). Сюда собирался народ на службу. Здесь он видел лучшие произдения изобразительного искусства (иконы, фрески, мозайки), слушал церковные песнопения.

(Колокольный звон)

В древнерусском городе соборы и церкви были с колокольнями и звонницами. В открытых проёмах звонниц и колоколен синеет небо, плывут облака, виднеется зелень деревьев.

Колокола называли русским чудом. Колокольный звон – это голос нашей Родины.

(Звучание колоколов)

- О чем рассказывали людям колокола?

- Колокола рассказывали людям о тревогах и радостях, бедствиях и праздниках.

У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест. По образному выражению отца Александра Меня Благовест является музыкальной проповедью, вынесенной за порог церкви.

Торжественный перезвон встречает победоносных ратников.

Всполошный колокол - набат предупреждает жителей о появлении неприятеля, оповещает о войнах и пожарах.

(Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»)

- Какое звучание колоколов вы слышите в картинах Левитана?

(ответы учащихся)



3. Этап формирования основных культурологических

компетенций.

С трепетом души перенесёмся в само здание храма, полюбуемся его внутренним живописным убранством. Живопись – это искусство передачи при помощи красок изображения на плоскости. Живопись храмов имела преимущественно религиозный характер. Храмы расписывались фресками, увешивались иконами. Здесь господствовали свои, особые, законы пространства и времени.

(Фрески, иконы А. Рублёва)

Лучшими в истории иконописи по праву считаются иконы Андрея Рублёва. Она написаны давно, более 500 лет назад. В старинной рукописи говорится, что Рублёв «молился» кистью. Это значит, что художник работал в состоянии высшего душевного подъёма.

Одна из его работ, которую он реставрировал, т. е. восстанавливал, это икона, особенно близкая сердцу русского человека, икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы. Во Владимире построили Успенский собор – «Дом Богоматери», отсюда и название иконы - «Владимирская». Эта икона – величайшая святыня Руси. Глаза матери полны чувства, которые в средние века определяли как радость святой печали. Свершится то, что должно. Грядущее неотвратимо. Дитя вырастет и примет мученический венец – пострадает за людей. Мать это знает, в её испытующем взоре есть какая–то смутная тайна, невыразимая словами боль. Если бы она могла также говорить, как смотреть, то её рассказы напомнили бы нам об исторических событиях трагических, печальных и торжественных. Сколько жизненных драм прошло перед её очами, сколько слёз было пролито перед нею.

Иконы Рублёва излучают тишину, но тишина эта музыкальная.

- В чём это проявляется?

(ответы учащихся)

Эта певучесть передаётся живописными средствами, плавными линиями, гармоничным колоритом. Рисунок и краски согреты таким глубоким чувством, что их воспринимаешь, как переложенную на язык живописи музыку. В полнейшей тишине внимательный зритель слышит приглушённую мелодию, которая разрастается в торжественный хор. В православных храмах в честь святых звучат особые песнопения. И мы вместе с вами прислушиваемся к ним.

(Прослушивание записи песнопения)

В искусстве действовали законы - каноны, которым подчинялись архитекторы, иконописцы, музыканты. Канон (с греч. яз.) – «правило». Правило не выработанное жизнью, а указанное свыше.

Например, Богородицу с младенцем нужно было писать в строго определённых пропорциях, соблюдая угол наклона головы до мельчайших деталей. Столь же строго было с церковными песнопениями. Нотную запись должны были исполнять точно без творческих отступлений. В церкви всё искусство было канонизировано, узаконено.

Что же касается канона в музыке, здесь тоже буквальное следование, но не общему правилу, а мелодии. Один голос начинает петь, другой повторяет за ним совершенно буквально, без изменения; и так неотвязно, как тень, за ним следует. Наверно каждый из вас прошёл через эту игру, когда передразнивая кого-то, повторял за ним слово в слово, фразу в фразу. Это точный аналог музыкальному канону. Сегодня мы с вами исполним канон литовской народной песни «Солнышко вставало».

(Повторение правил пения. Исполнение канона)

(Релаксация)

Мы вновь возвращаемся в храм. Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетое.

(Рафаэль» Сикстинская мадонна»)

У хорошего художника и картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии. «Сикстинская мадонна» итальянского художника Рафаэля стала мировым шедевром, в котором каждое поколение людей видело что-то своё, волнующее души.

Композитор Р. Шуман считал, что для композитора изучать рафаэлевские картины также полезно, как художникам чувствовать симфонии Моцарта.

- Вслушайтесь в произведение «Аве Мария» И. С. Баха, вглядитесь в образ Мадонны и подберите определения, которые характеризуют этот образ.

(«Аве Мария» И. С. Бах)

- Что воспевает композитор в своём произведении?

- Какое по характеру данное произведение?

(Предполагаемые ответы)

  1. Доброту, нежность, любовь к людям.

  2. Возвышенное, тихое, проникновенное.

- Её взгляд, затуманенный печалью, хранит великую тайну. Мария, заступница человечества, несёт навстречу людям своего сына.

Русский поэт Александр Фет посвятил этому образу следующие строки:

Ave Maria – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

Ave Maria- лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

А. Фет

4. Рефлекторный аспект.

Мы привыкли к тому, что живопись – искусство застывшего мгновения, где действие не может разворачиваться во времени.

- И всё-таки, можем ли мы услышать живопись?

(Ответы учащихся)

Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Звучание создают и плавные певучие линии рисунка и живописный колорит полотна. Наш взгляд образно, можно сказать, становится слушающим.

Великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил, - «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Между красками в живописи и тембрами в музыке, несомненно, есть связь.

Не случайно композиторы наполнили свои песни о Родине, о России красочным колоритом и яркими образами, как в песне И. Шаферана и П. Аедоницкого «Красно солнышко», которую я предлагаю вам исполнить.

(Песня)

- Молодцы, сегодня вы хорошо поработали, я благодарю вас за урок. До новых встреч!

(Выход под музыку)