Консультация для родителей «Мозжечковая стимуляция»
Воспитатель:Тхагапсо И.Р.
Что такое мозжечок и каковы его функции?
Мозжечок — это отдел головного мозга, который находится сзади продолговатого мозга и варолиева моста, под затылочными долями полушарий головного мозга.
Основная функция мозжечка — распределение мышечного тонуса и управление движениями на рефлекторном уровне.
Мозжечок не функционирует как отдельный орган, он входит в состав системы головного мозга. Поэтому мозжечок участвует и в других процессах, происходящих в человеческом организме:
коррекции медленных направленных движений и их координации с рефлексами поддержания позы;
выполнении быстрых направленных движений по командам коры больших полушарий;
управлении вегетативными функциями;
регуляции мышечной памяти.
Кроме того, через нейронные пути мозжечок взаимодействует с моторной корой, ассоциативными полями, а также теменной и височной долями.
При нарушении связи мозжечка с лобными долями мозга у человека развиваются нарушения в речевой деятельности, а также замедляются интеллектуальные и психические процессы. Поэтому у детей имеющих отклонения в речи часто диагностируется нарушение работы мозжечка. В подобном случае требуется комплексный подход при проведении коррекционной работы и в первую очередь активизация работы мозжечка.
Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребенка. Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
Упражнения на балансирующей доске .
Д
ля работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.
Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Основание конструкции очень похоже на основание детских игрушек-качалок. Отличие в том, что здесь ребенку приходится не сидеть и раскачиваться, а, наоборот, балансируя в положении стоя, выполнять различные упражнения.
Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.
Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся каким-то необычными и сложными (перебрасывания мячика, перекидывания мяча или мягкой подушечки между ребенком и ассистентом, называние цифр или предметов в определенной последовательности), эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений.
Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание.
Как проводится занятие?
Занятия можно начинать в 3-4 года. Необходимы регулярные занятия — 3-4 раза в неделю. Примерно 30 минут.
Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора или мамы, например, обмениваясь с инструктором мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т.п.
Какие упражнения можно выполнять на доске Бильгоу?
Мешочки разного веса с крупой кидаются ребенку, он их ловит.
Принимать мяч или мешочки от ведушего, одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.
Подкидывать мешочки вверх двумя руками.
Подкидывать вверх каждой из рук.
Отбивать подвешенный мяч, левой, правой, двумя руками.
Кидать мешочки в мишень на полу или на стене.
Отбивать мяч-прыгунчик от наклонной доски.
Кинуть подвешанный на резиночке мяч — хлопнуть в ладоши пока летит.
Отбивать летщий мячик палочкой или ракеткой.
Простые упражнения:
1.Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
2.Ребенок в положении сидя «по-турецки» . Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
3.Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.
4.Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
5.Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку
6.Положение то же. Круговые вращения руками:
Обе руки в одну сторону
Обе руки в разные стороны
По очереди в одну сторону.
По очереди в разные стороны.
7.Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:
Обе руки положить на грудь
Поднять руки над головой
Прямые руки в сторону
Нагнуться, достать пальцы ног
Любые движения, какие понравятся.
Показания для занятий
Как мы уже выяснили, мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.
Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем. Мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
ЗРР разной степени тяжести.
Проблема дисграфии или дислексии.
ЗПР и ЗПРР.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Аутизм и другие состояния аутического спектра.
Алалия.
Логоневроз (заикание).
Отставания в развитии моторики и координации.
Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
Поведенческие нарушения.
Несобранность, повышенная отвлекаемость.
Нарушения осанки.
Проблемы с обучаемостью.
Результаты занятий на балансировочной доске Бильгоу
улучшается моторно-зрительная координация;
двигательные и интеллектуальные способности ребенка;
синхронизируются;
улучшается концентрация внимания;
развитие пространственного воображения;
повышение уровня интеллекта.
Занятия на балансировочной доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии, помогают детям быстрее и легче преодолеть различные отклонения и нарушения в развитии.