СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации по организации и проведению практических работ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности
Управление образования и науки липецкой области
Государственное областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Усманский многопрофильный колледж»
Методические рекомендации по организации и проведению практических работ
|
по МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс) ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности |
Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) |
по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
по программе углубленной подготовки |
Усмань 2017
Методические указания по организации и проведению практических работ по МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс), по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки
Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________
(дата)
Председатель цикловой комиссии _________ ____________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-методической работе ____________ ______________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Введение
Практические занятия, как вид учебных занятий, направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Содержание практических занятий по МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс), должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
Выполнение обучающимися практических занятий проводится с целью:
формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными ФГОС и рабочей программой МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс), по конкретным разделам и темам дисциплины;
обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;
развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих и профессиональных компетенций.
Соответственно в процессе освоения МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс), обучающиеся должны овладеть:
умения:
- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;
- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;
- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;
- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;
- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;
- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;
- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;
- вести учебную документацию.
знания:
- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;
- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;
- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;
- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;
- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;
- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;
- виды документации, требования к ее оформлению.
Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов:
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК. 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК. 1.5. Анализировать занятия.
ПК. 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК. 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК. 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК. 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК. 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Данные методические указания по организации и проведению практических работ составлены в соответствии с содержанием рабочей программы МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс), специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования по программе углубленной подготовки.
МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс) изучается в течение шести семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение практической работы по МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс), составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 270 часов.
Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс), а также в закреплении теоретических знаний и умений.
Распределение часов на выполнение практической работы студентов по разделам и темам МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)
Наименование раздела, темы | Количество часов на ПР |
Раздел 1. Формирование первоначальных навыков игры на инструменте. | 32 |
Тема 1.1. Устройство инструмента (аккордеон). | 2 |
Тема 1.2. Постановка исполнительского аппарата. | 4 |
Тема 1.3. Особенности звукоизвлечения. | 26 |
Раздел 2. Развитие исполнительской техники. | 40
|
Тема 2.1. Основные технические формулы. | 40
|
Раздел 3. Работа над музыкальным произведением. | 48 |
Тема 3.1. Ознакомление с произведением. | 14 |
Тема 3.2. Детальная работа над музыкальным произведением. | 16 |
Тема 3.3. Исполнение произведения в целом. | 18 |
Раздел 4. Работа над детским репертуаром. | 60 |
Тема 4.1. Музыка для слушания. | 16 |
Тема 4.2. Произведения для музыкально-ритмических движений. | 20 |
Тема 4.3. Песни для детей. | 24 |
Раздел 5. Формирование музыкальных творческих навыков. | 51 |
Тема 5.1. Составление аккомпанемента побуквенно, цифровым обозначением аккордов. | 17 |
Тема 5.2. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование. | 34 |
Раздел 6. Подготовка к профессиональной деятельности. | 39 |
Тема 6.1. Освоение музыкального материала для практики в школе. | 15 |
Тема 6.2. Повышение исполнительского мастерства. | 16 |
Тема 6.3 Ансамблевое исполнение как вид исполнительского искусства. | 8 |
Перечень рекомендуемой литературы
Основные источники:
Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне - М. 2009
Басурманов А. Справочник баяниста - М. 2010.
Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. М. 2009
Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне аккордеоне М. 2010
Вельяминов Б. Гаммы и ежедневные упражнения баянистов -М.Л. 2010
Имханицкий М., Новое об артикуляции и штрихах на баяне - М. 2012
Лисовская Л.И. «Баян» Москва 2009
Лушников В.В. Самоучитель игры на аккордеоне М. 2010
Лондонов П.П. Школа игры на аккордеоне 2008
Мирек А.М. Самоучитель игры на аккордеоне М. 2011
Панайотов Л.В. Самоучитель игры на аккордеоне М. 2009
Дополнительные источники:
Алексеев А. Методика обучения на аккордеоне. - М. 2011
Браудо И. Артикуляция - Л. 2009
Теплов Б. Психология музыкальных способностей - М.Л. 2013
Петрушин В. Музыкальная психология - М. 2009
Раздел 1. Формирование первоначальных навыков игры на инструменте.
Тема 1.1.
Устройство инструмента (аккордеон) (2 часа).
Задачи обучающегося:
овладение основами музыкальной грамоты.
изучение правой и левой клавиатуры инструмента.
Освоение первоначальных навыков игры на аккордеоне.
Опорные понятия: музыкальная грамота, исполнительский аппарат, клавиатура, аккордеон.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
историю создания инструмента и его устройство;
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, основного репертуара для аккордеона.
Уметь:
играть простейшие ритмические рисунки.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Знакомство с инструментом. История его возникновения. Разновидности современных инструментов (аккордеон). Изучение нотной грамоты. Развитие музыкального слуха и образного мышления. Изучение клавиатур инструмента. Формирование правильной посадки. Правильная организация игровых движений. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на аккордеоне. Простейшие ритмические рисунки.
Начальное обучение – наиболее ответственный период, который определяет успех всего дальнейшего музыкального развития, основой которого должна стать тесная связь обучения и музыкального воспитания учащегося.
Задача педагога, работающего с начинающими, состоит в том, чтобы учесть все возрастные особенности: черты характера, соотношение общеинтеллектуального и музыкального развития, приспособляемость к инструменту, восприимчивость, внимательность, прилежание и с их учетом сделать занятия интересными и эффективными.
В раннем музыкальном развитии очень важна роль пения. С первых уроков следует уделять внимание интонированию, поэтому большое значение имеет подготовительный (доинструментальный) период обучения, где основной формой является слушание, пение и транспонирование мелодий. Интонирование (вместе с инструментом, а затем самостоятельно), помогает развить музыкальный слух и память, что способствует более быстрому усвоению материала.
Важная составляющая в обучении – это организация метроритмической дисциплины. Детям необходимо иметь ясное представление о метре, ритме и темпе, а преподавателям добиваться четкого понимания учащимися длительности каждого звука. Организация ритмической дисциплины достигается с помощью тактирования, сольфеджирования, счета голосом вслух и, при необходимости, умелого использования метронома.
Для осознания метроритма и воспитания правильных представлений о ритме можно использовать средства развития эмоциональной реакции на музыку: ритмические движения, хлопки и музыкальное сопровождение. Для исполнения ритмических мотивов полезно применять словесные подтекстовки (ритмослоги).
В процессе всего обучения нужно воспитывать осмысленное отношение к смене больших и мелких длительностей. Преподаватель должен контролировать, чтобы причиной изменения темпов не становились нюансы (forte-громко, piano-тихо, crescendo-нарастая, diminuendo-уменьшая). Огромную пользу в воспитании ритмической дисциплины приносит игра в ансамблях (например, с педагогом).
Знакомство с инструментом определяет всѐ дальнейшее отношение ребенка к обучению. На первых занятиях очень важны беседы о музыке и музыкантах, об истории создания и устройстве инструмента, демонстрация его звучания. Язык учителя должен быть ясным, точным и образным. Главная задача педагога – умение заинтересовать ученика музыкой, увлечь занятиями на инструменте.
Музыкальный материал на начальном этапе обучения должен быть доступным для понимания, художественно интересным и состоять из произведений, развивающих образное мышление ребенка – это детские песни, народные мелодии, программные пьесы.
В дальнейшем учебный материал подбирается рационально, в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося, должен быть направлен на решение конкретных художественных и технически задач.
Очень важно, чтобы за время обучения учащийся научился самостоятельно работать с текстом, умел грамотно читать, анализировать и точно воспроизводить все темповые, ритмические, динамические обозначения, знать музыкальные термины, контролировать слухом своё исполнение.
Для развития творческой активности учащихся необходим принцип наглядности, когда словесные пояснения педагога дополняются показом на инструменте.
Продолжительность начального периода зависит от возраста учащегося (чем меньше лет юному музыканту, тем дольше будет начальный период), а также от степени его физического и интеллектуального развития.
Главным результатом в начальный период обучения, должно стать формирование и закрепление у учащихся элементарных игровых навыков:
- посадки с инструментом;
- координации игровых движений;
- постоянного слухового внимания к качеству звука и смене направления
движения меха;
- грамотного прочтения нотного текста.
Помимо вышеперечисленного, за время начального обучения необходимо стремиться развить устойчивый интерес учащихся к занятиям музыкой.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.2. Постановка исполнительского аппарата. (4 часа)
Задачи обучающегося:
овладение основами музыкальной грамоты.
изучение правой и левой клавиатуры инструмента.
Освоение первоначальных навыков игры на аккордеоне.
Опорные понятия: исполнительский аппарат.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Правила посадки, установки инструмента;
регулировки ремней и постановки рук;
Краткие анатомо-физиологические сведения об исполнительском аппарате.
Уметь:
умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервалы и аккордовые построения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Понятие «исполнительский аппарат». Правила посадки, установки инструмента, регулировки ремней и постановки рук. Краткие анатомо-физиологические сведения об исполнительском аппарате.
Постановка рук – важнейший этап в обучении, обуславливающий дальнейшее продвижение учащихся в исполнительском отношении. Преподаватель должен постоянно и целенаправленно работать над постановкой исполнительского аппарата.
Определяющие моменты работы над постановкой:
- посадка (положение корпуса, ног и обеих рук);
- удобные игровые движения правой и левой руки;
- исполнительское дыхание;
- организация рациональных движений меха.
Правильная посадка должна обеспечить устойчивость инструмента, а также мускульную свободу, необходимую для удобства выполнения всех движений при игре, не затрудняя дыхания.
Размер инструмента следует подбирать с учетом индивидуальных физических данных учащегося. В младших классах целесообразно обучение на инструментах уменьшенных размеров. При необходимости преподаватель может использовать вспомогательные средства, например, подставку под ноги в соответствии с ростом ученика, либо подбирать подходящий по высоте стул. Высота стула определяется положением ног играющего, которые должны быть под прямым углом в коленном суставе. Ноги опираются на пол всей ступней и находятся примерно на ширине плеч ученика. Правая нога чуть выше левой, что требуется для упора грифа в ее бедро. Для этого нужно несколько сдвинуть вперед или назад левую ногу. Мех находится на левой ноге и при игре на разжим выходит за ее пределы. Учитывая тяжесть левого полукорпуса, не следует в начале обучения использовать широкую амплитуду движений меха. Сидеть следует на ½ части стула с небольшим наклоном вперед.
Все три ремня баяна/аккордеона регулируются педагогом. Правый наплечный ремень регулируется таким образом, чтобы гриф, который должен находиться в вертикальном положении, упирался во внутреннюю часть бедра правой ноги. При этом инструмент сместится влево, и нижняя часть (дно) меховой камеры окажется на левой ноге. Левый наплечный ремень натягивается после того, как отрегулирован правый, и положение аккордеона на коленях зафиксировано. При правильной регулировке он будет заметно короче правого. Левый рабочий ремень регулируется таким образом, чтобы при игре на разжим (на forte) в его центральной части ладонь не отходила более чем на сантиметр от крышки корпуса.
Исходное положение правой руки – предплечье перпендикулярно грифу в средней части клавиатуры. При игре нисходящих пассажей движение локтя опережает движение пальцев. При восходящих – наоборот – предплечье держит пальцы. Следует избегать прогибов пальцев, сильных изгибов кисти. Пальцы опускаются на клавиши почти перпендикулярно. При естественном положении руки, кисти – от локтевого сустава до кончика пальца, прикасающегося к клавише, можно провести прямую линию. Наиболее распространенные недостатки в постановке правой руки связаны обычно с низко опущенным локтем, игрой прямыми пальцами, прогибанием их в первом суставе, всевозможными изгибами кисти.
Критерием правильного положения левой руки служит одновременное ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом инструмента. Первая точка – соприкосновение левого рабочего ремня с запястьем, вторая – соприкосновение ладонных мышц с передним краем крышки левого полукорпуса, третья – соприкосновение предплечья с задним краем крышки. Возможно и ощущение четвертой точки опоры – соприкосновение первого пальца с кромкой между грифом левого полукорпуса и крышкой, применяемое в тех случаях, когда в игре не задействован первый палец.
Хочется подчеркнуть, что перечисленные здесь условия и требования к организации движений игрового аппарата ученика, его посадке за инструментом, являются лишь некоторой отправной точкой в формировании соответствующих навыков и могут существенно корректироваться в игре.
Известно, что звук на аккордеоне образуется при помощи координированных движений пальцев, управляющих клавишами, и левой руки, управляющей ведением меха. Оба компонента неразрывно связаны и не могут существовать раздельно в процессе звукоизвлечения. Тем не менее, каждый из них имеет свои специфические особенности, и в начальный период обучения важно, чтобы ученик смог осознать основные закономерности как в управлении мехом, так и в действиях пальцев. Акцентируя внимание на одном из компонентов, через какое-то время – на другом, затем на их взаимосвязи, мы поможем ученику глубже вникнуть в принципы звукоизвлечения на аккордеоне.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.3. Особенности звукоизвлечения. (26 часов)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: звукоизвлечение.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основы звукоизвлечения на аккордеоне;
основы владения инструментом, технические и художественные приемы игры на аккордеоне;
методические основы работы над репертуаром для детей дошкольного и школьного возраста;
логические основы музыкальной композиции;
музыкальную и методическую литературу в объеме необходимом для проведения полноценной учебной, репетиционной и концертной работы.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Основы звукоизвлечения. Основные способы открытия клапанов, типовые виды туше. Правила ведения меха и смены его движения. Понятие «штрих» и «приемы звукоизвлечения». Основные виды штрихов. Динамические тембровые средства аккордеона. Основные принципы применения регистров.
Гаммы: До мажор каждой рукой в одну октаву штрихами legato, non legato, staccato; тонические трезвучия и их обращения правой рукой.
Примерные репертуарные списки.
- Денисов Этюд C-dur,
- «Петушок», «Пастушок», «Как под горкой», «Не летай, соловей»,
«Едет, едет паровоз», «По дороге жук, жук» и т.д.
- Беренс Этюд C-dur,
- «Весёлые гуси», «Там за речкой», Й. Гайдн «Тема», «Я на горку шла»
р.н.п., Иванов «Полька», А. Филипенко «Цыплята».
1 вариант
1. Детская песня «Дождик»
2. Детская песня «Василек»
3. Г.Беренс Этюд До мажор
2 вариант
1. Детская песня «Воробышек»
2. Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
3. К.Черни Этюд До мажор
3 вариант
1. А.Гольденвейзер «Песенка»
2. Русская народная песня «На горе-то калина», обр. С.Павина
Инструктивный материал рекомендуется к освоению в течение всего обучения. В основу данного раздела работы положено изучение гамм, аккордов, арпеджио и их разновидностей, соответствующих основным фактурным моделям. Предлагаемые технические комплексы направлены на овладение готовой клавиатуры, а также на идентичное развитие левой и правой рук профориентированного учащегося. Технический минимум имеет несколько подразделов:
- «щадящий»;
- «стандартный» (показ на техническом экзамене рекомендуемого
программой инструктивного материала);
- «скоростной».
Предполагаемые программой гаммовые комплексы исполняются в едином темпе, который определяется возможностями учащегося.
Объем инструктивного материала в классе аккордеона во многом зависит от индивидуальных особенностей учащегося.
Систематичная работа над исполнением гамм, этюдов, упражнений на различные виды техники, виртуозных произведений, позволит развить беглость и координацию движений обеих рук.
Следует объяснить учащимся важность исполнения этюдов как художественных произведений на определенные виды техники, которые способствуют активному развитию технической оснащенности и развивают исполнительскую свободу.
Гаммы и арпеджио представляют собой ту основу, на которой вырабатывается большинство технических навыков музыканта на протяжении всего его обучения. Работа над гаммами должна способствовать не только развитию технических навыков и совершенствованию приемов звукоизвлечения, но и воспитывать ощущение тональности и понимание ладовых взаимосвязей. Начальный период изучения гамм складывается индивидуально в силу природных данных, возможности обучаться на качественном и соответствующем возрасту инструменте. Левая клавиатура инструментов с готовыми аккордами представляет идентичность аппликатур для всех мажорных и минорных тональностей, а также позволяет разнообразно изучать гамму как лад (расположение трезвучий главных ступеней, устройство кварто-квинтового круга) и способствовать качественному транспонированию.
Следует соблюдать принцип последовательности изучения гамм и арпеджио, когда в каждом семестре прибавляются свои специфические задачи и трудности.
Общими требованиями для всех лет обучения при исполнении гамм являются:
- четкая ритмическая организация;
- качественное звукоизвлечение;
- штриховая определенность;
- динамическое разнообразие;
- координация движений
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Раздел 2. Развитие исполнительской техники.
Тема 2.1. Основные технические формулы. (40 часов)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: резонаторы.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Основные технические формулы;
основы владения инструментом, технические и художественные приемы игры на аккордеоне;
методические основы работы над репертуаром для детей дошкольного и школьного возраста;
логические основы музыкальной композиции;
музыкальную и методическую литературу в объеме необходимом для проведения полноценной учебной, репетиционной и концертной работы.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Понятие «исполнительская техника». Работа над позициями руки на клавиатуре. Этюды и упражнения на разные виды техники. Методы работы над этюдами и упражнениями.
Гаммы: До, Соль мажор двумя руками в одну октаву основными штрихами; тонические трезвучия и их обращения, короткие арпеджио в тех же тональностях правой рукой.
Примерные репертуарные списки.
1 вариант
1. К.Черни Этюд До мажор
2. Украинская народная песня. «Ой, дивчина, шумит гай», обр. С.Павина
3. В.Шаинский «В траве сидел кузнечик»
2 вариант
1. Н.Дауге Этюд Фа мажор
2. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», обр. Ф.Бушуева
3. Л.Колесов «Веселый дятел»
3 вариант
1. Л.Шитте «Этюд» Фа мажор
2. Русская народная песня «Чернобровый, черноокий» обр. В.Бухвостова
3. Л.Бетховен «Сурок»
Развитие двигательных навыков и исполнительских движений. Развитие технических приемов на основе игры упражнений и этюдов. Исполнительское дыхание. Работа над качественной сменой направления движения меха, переходами из одной позиции в другую (подкладывание, перекладывание, перенос руки). Развитие образного мышления.
Знакомство с исполнительской терминологией. Знакомство с полифонией. Подготовка к концертному выступлению.
Развитие метроритмического слуха. Развитие гомофонного слышания. Развитие полифонического мышления. Исполнительское дыхание. Изучение строения формы музыкального произведения. Работа над произведениями крупной формы. Работа над различными штрихами и способами звукоизвлечения. Психологическая подготовка к выступлению
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Раздел 3. Работа над музыкальным произведением.
Тема 3.1. Ознакомление с произведением. (14 часов)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: фиоритура, агогика.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основы звукоизвлечения на аккордеоне;
основы владения инструментом, технические и художественные приемы игры на аккордеоне;
методические основы работы над репертуаром для детей дошкольного и школьного возраста;
логические основы музыкальной композиции;
музыкальную и методическую литературу в объеме необходимом для проведения полноценной учебной, репетиционной и концертной работы.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Знакомство с музыкальным произведением, прослушивание произведения. Сведения о композиторе. Анализ произведения. Тематический материал и гармония. Определение стилистических особенностей. Анализ формы. Тональный план. Особенности темпов, агогика. Метр и ритм. Фразировка и общий динамический план. Определение основной и частных кульминаций. Характер штрихов и артикуляций. Аппликатура. Формирование исполнительского замысла. Определение жанра музыкального произведения (пьеса композиторов-классиков и современных авторов, обработка народных песен и танцев).
Гаммы: До, Соль, Фа мажор двумя руками в одну - две октавы основными штрихами; тонические трезвучия и их обращения; короткие арпеджио в тех же тональностях правой рукой.
Примерные репертуарные списки.
1 вариант
1. В.Моцарт «Вальс»
2. Ю.Шишаков «Полифоническая пьеса»
3. Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша», обр. В.Лушникова
2 вариант
1. А.Гедике Сарабанда, пер. П.Лондонова
2. К.М.Вебер Сонатина
3. Немецкая народная песня «Трудно сказать», обр. Г.Шахова
3 вариант
1. Э.Хауг Прелюдия, пер. Р.Бажилина
2. С.Майкапар «Маленькое рондо», пер. М.Двилянского
3. Русская народная песня «Метелки», обр. В.Грачева
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 3.2. Детальная работа над музыкальным произведением. (16 часов)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: репетиция, репертуар.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основы звукоизвлечения на аккордеоне;
основы владения инструментом, технические и художественные приемы игры на аккордеоне;
методические основы работы над репертуаром для детей дошкольного и школьного возраста;
логические основы музыкальной композиции;
музыкальную и методическую литературу в объеме необходимом для проведения полноценной учебной, репетиционной и концертной работы.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Реализация исполнительского замысла. Соотношение частей и целого произведения. Принцип логического членения на элементы формы: часть, период, предложение, фраза, мотив. Работа над интонационной основой элементов формы. Работа над фактурой. Стадия относительной готовности произведения. Работа над аккомпанементом. Медленная игра всего произведения с точным выполнением исполнительского замысла.
Гаммы мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в одну - две октавы; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; ля, ми минор (натуральный) каждой рукой отдельно в одну октаву.
Работа над развитием музыкально-образного мышления. Совершенствование развития техники правой и левой руки. Освоение синкопированных ритмических рисунков. Освоение выборной клавиатуры. Освоение полифоничеких двухголосных пьес более сложного уровня. Развитие кантиленного слуха и контроля над качеством звука.
Психологическая подготовка к выступлению
Техническое развитие. Изучение понимания динамической логики музыкального произведения. Работа над интонированием. Исполнительское дыхание. Пластика музыкального звука. Осмысление и понимание музыкальной формы произведения. Изучение разных музыкальных стилей, жанров, штрихов, мелизмов. Психологическая подготовка к выступлению.
Примерные репертуарные списки.
1 вариант
1. С.Майкапар «Раздумье», пер. Р.Бажилина
2. В.Мотов Мазурка
3. Французская народная песня «Шутка», обр. Г.Шахова
2 вариант
1. В.Мотов «Полифоническая пьеса»
2. А.Доренский «Сонатина в классическом стиле»
3. Словацкая народная песня «Гуси-гусочки», обр. Б.Бухвостова
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 3.3. Исполнение произведения в целом. (18 часов)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокально-технические и художественные навыки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основы звукоизвлечения на аккордеоне;
основы владения инструментом, технические и художественные приемы игры на аккордеоне;
методические основы работы над репертуаром для детей дошкольного и школьного возраста;
логические основы музыкальной композиции;
музыкальную и методическую литературу в объеме необходимом для проведения полноценной учебной, репетиционной и концертной работы.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Соединение элементов формы в целое. Работа над звуком, динамикой. Стабилизация и совершенствование технических приемов. Игра наизусть в авторских темпах с полным эмоциональным «накалом».
Развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Работа над качеством звукоизвлечения. Самостоятельная работа над произведением. Развитие аппликатурной грамотности. Развитие полифонического мышления. Знакомство с системой цифровой записи аккордов. Психологическая подготовка к выступлению. Сценическое поведение.
Развитие беглости. Продолжение освоения выборной клавиатуры. Развитие полифонического мышления. Изучение произведений композиторов-романтиков и классиков. Работа над стилем в произведениях крупной формы. Достижение свободы исполнительского аппарата. Психологическая подготовка к выступлению.
Примерные репертуарные списки.
Шитте Л. « Этюд» C dur (терции).
Моцарт В.А. « Менуэт» d-moll
«Чом, чом не пришов»
«Ой, за гаем, гаем»
«Лявониха»
«Янка»
«Австрийская полька»
Польская народна песня «Кукушечка»
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Раздел 4. Работа над детским репертуаром.
Тема 4.1. Музыка для слушания. (16 часов)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокальные навыки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Подбор музыкального материала по слушанию для детей. Работа над музыкально-художественным образом.
Гаммы: мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в две октавы; ля минор (натуральный) в одну - две октавы двумя руками; тонические трезвучия и их обращения; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; хроматическая гамма.
Совершенствование музыкально-исполнительских навыков и достижение свободы исполнительского аппарата. Развитие беглости и штрихового разнообразия техники. Изучение этюдов с различными элементами активной техники. Работа над стилистикой произведения. Чтение с листа цифрованных мелодий. Психологическая подготовка к выступлению.
Изучение этюдов на сочетание различных технических задач. Изучение пьес виртуозного характера в разных стилях и жанрах. Свободное владение всеми клавиатурами аккордеона. Совершенствование работы над кантиленой. Развитие навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением. Психологическая подготовка к выступлению.
Примерные репертуарные списки.
Венгерский народный танец «Чардаш»
Андреев Ф. «Пиццикато»
Боккерини Л. «Менуэт»
Вебер К. «Вальс» из оперы «Волшебный стрелок»
Варламов А. «На заре ты ее не буди»
Рубинштейн А. «Трепак»
Чайковский П. «Ната-вальс»
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 4.2. Произведения для музыкально-ритмических движений. (20 часов)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокальные навыки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Назначение - музыка для музыкально-ритмических движений. Важнейшие жанры музыкальных произведений, предназначенных для выявления и подчеркивания четкости, яркости и выразительности движений. Особенности работы над маршами и танцами.
Закрепление и совершенствование всех освоенных исполнительских навыков, рациональной аппликатурной дисциплины. Формирование программ из произведений разных стилей и жанров (барокко, классицизм, романтизм, на фольклорной основе, варьете, джаз). Самостоятельная работа над музыкальным произведением. Развитие навыков чтения с листа цифрованных мелодий. Психологическая подготовка к выступлению.
Умение донести до слушателя свой исполнительский замысел. Работа над
художественным исполнением произведений крупной формы. Развитие творческой фантазии. Умение понимать и чувствовать во времени форму музыкального произведения. Владение всеми меховыми приемами исполнения. Психологическая подготовка к выступлению.
Примерные репертуарные списки.
«Калинка» обр. Гаврилова Л.
«Казачок» обр. Ризоля Н.
«Молдавеняска»
Асафьев Б. «Танец» из балета «Кавказский пленник»
Грибоедов А. «Вальс»
Диабелли А. «Рондо»
Дрейзен Е. «Березка»
Клементи М. «Сонатина» C-dur
Свиридов Г. «Вальс», «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»
Чайковский П. «Неаполитанская песенка»
Шатров М. «На сопках Маньчжурии»
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 4.3. Песни для детей. (24 часа)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокальные навыки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Жанры детской песни - шуточные, лирические, хороводные, плясовые и другие. Основные требования к разучиванию песен детского репертуара. Значение словесного текста песни, как обязательное условие его освоения. Способы разучивания школьной песни. Разновидности аккомпанемента в песнях.
Расширение музыкального кругозора. Знакомство с творчеством композиторов, пишущих музыку для аккордеона. Концертные исполнители. Повышение общего исполнительского уровня. Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные музыкальные учебные заведения. Психологическая подготовка к выступлению.
Владение всеми навыками «туше» звука. Устойчивая метроритмическая организация. Развитие артикуляционного слышания в многоголосной фактуре. Развитие исполнительской инициативы. Умение самостоятельно работать над музыкальным произведением. Психологическая подготовка к выступлению. Сценическое мастерство.
Примерные репертуарные списки.
Двилянский М. Фугетта. e moll.
Прокудин В. Грустный паровозик.
Русская народная песня. Как у наших у ворот. Обработка В. Суркова.
Гедике А. Сарабанда. d moll.
Гаврилов Ю. Колобок.
Н. Корецкий. Страдания.
Майкапар С. Раздумье.
Доренский А. Сонатина в классическом стиле.
Щекотов Ю. Волжские припевки.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Раздел 5. Формирование музыкальных творческих навыков.
Тема 5.1. Составление аккомпанемента побуквенно, цифровым обозначением аккордов. (17 часов)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокальные навыки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Гармонизация мелодии побуквенно-цифровым обозначением аккордов. Налаживание и укрепления слуховых и двигательных ощущения в процессе составления аккомпанементов.
Гаммы: мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в две октавы; минорные до 2-х знаков в ключе (натуральный) в одну - две октавы двумя руками; тонические трезвучия и их обращения; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; хроматическая гамма.
Совершенствование всех приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие исполнительской инициативы, самостоятельной работы над музыкальным произведением. Психологическая подготовка к выступлению. Сценическое мастерство.
Свободное владение музыкальным инструментом. Совершенствование технического мастерства. Свободное владение всеми меховыми приемами. Подготовка программы для поступления в среднее специальное музыкальное учебное заведение. Психологическая подготовка к выступлению. Концертное выступление. Сценическое мастерство.
Примерные репертуарные списки.
Гендель Г. Чакона. G dur.
Доренский А. Мамин вальс.
Русский народный танец. Подгорка. Обработка Н.Корецкого.
Моцарт Л. Менуэт. a moll.
Плейель. Сонатина.
Русская Некрасовская. Обработка В. Тимофеева.
Бем Г. Прелюдия. G dur.
Колесов Л. Веселая карусель.
Саратовские переборы. Обработка Е. Кузнецова.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 5.2. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование. (34 часа)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокальные навыки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Чтение с листа, игра по слуху и транспонирование, как метод развития музыкальных способностей. Его важность для музыкально-воспитательной работы с детьми. Способы и приемы транспонирования музыкального материала.
Совершенствование всех приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие исполнительской инициативы, самостоятельной работы над музыкальным произведением. Психологическая подготовка к выступлению. Сценическое мастерство.
Свободное владение музыкальным инструментом. Совершенствование технического мастерства. Свободное владение всеми меховыми приемами. Подготовка программы для поступления в среднее специальное музыкальное учебное заведение. Психологическая подготовка к выступлению. Концертное выступление. Сценическое мастерство.
Примерные репертуарные списки.
Лундквист Т. Канон. C dur.
Моцарт В. Анданте из Сонатины №4.
Русская народная песня. Кадриль. Обработка В.Лушникова
Бах И.С. Ария.
Морган К. Мелодия «Бимбо».
Русская народная песня. Под яблонькой. Обработка В.Лушникова
И.С. Бах. Ария.
Гаврилин В. Одинокая гармонь.
Русская народная песня. Во саду ли, в огороде. Обработка А.Марьина.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Раздел 6. Подготовка к профессиональной деятельности.
Тема 6.1. Освоение музыкального материала для практики в школе. (15 часов)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокальные навыки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Осознание роли музыкальных занятий в формировании духовной культуры ребенка. Принципы подхода к изучению музыкального материала по практике в школе. Выявления средств художественного воплощения авторского замысла.
Совершенствование всех приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие исполнительской инициативы, самостоятельной работы над музыкальным произведением. Психологическая подготовка к выступлению. Сценическое мастерство.
Свободное владение музыкальным инструментом. Совершенствование технического мастерства. Свободное владение всеми меховыми приемами. Подготовка программы для поступления в среднее специальное музыкальное учебное заведение. Психологическая подготовка к выступлению. Концертное выступление. Сценическое мастерство.
Примерные репертуарные списки.
Хауг Э. Прелюдия. G dur. из «Скандинавской сюиты».
Джулиани А. Тарантелла.
Русская народная песня. Ах, Самара-городок. Обработка В.Лушникова
Франк С. Пьеса. Из сборника «Органист».
Гаврилов Ю. Воспоминание из детства.
Русский народный танец. Гусачок. Обработка С. Павина.
Вивальди А. – Бах И.С. Largo. d moll.
Диабелли А. Рондо.
Абрамов А. Зареченские женихи.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 6.2. Повышение исполнительского мастерства. (16 часов)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокальные навыки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Репетиционный период. Интеллектуально-творческая интерпретация произведений. Участие в концертах. Ознакомление с новой музыкальной литературой, адресованной детям. Изучение методической литературы по повышению мастерства. Ансамблевое исполнение как вид исполнительского искусства.
Гаммы: мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в две октавы; минорные до 2-х знаков в ключе (3-х видов) в одну - две октавы двумя руками; тонические трезвучия и их обращения; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; хроматическая гамма.
Расширение исполнительского кругозора. Работа над мелкой техникой. Работа над координацией движений. Метроритмическое разнообразие. Продолжение изучения исполнительской терминологии. Знакомство с мелизмами. Освоение выборной клавиатуры (по желанию). Развитие эмоционального самовыражения. Знакомство с различными видами крупной формы. Психологическая подготовка к выступлению.
Развитие беглости. Развитие навыков самостоятельного разбора музыкального произведения. Развитие чтения нот с листа. Изучение более сложных пьес крупной формы. Развитие навыков владения метром в произведениях крупной формы. Работа над песнями из альтернативных программ.
Примерные репертуарные списки.
Р. н. п. «Во поле береза стояла» обр. Говорушко П.
Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент.
Словацкая полька Дрейзен Е. «Березка»
Клементи М. «Сонатина» C-dur
Свиридов Г. « Вальс», « Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель».
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 6.3 Ансамблевое исполнение как вид исполнительского искусства. (8 часов)
Задачи обучающегося:
Овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокальные навыки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
владеть основными приемами звукоизвлечения;
правильно использовать их на практике;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, аккордеоны, пюпитры, нотная литература.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Техническое освоение произведений, формирование двигательных навыков. Особенности исполнения музыкального произведения коллективом. Звуковое соотношение партий как основное условие качества ансамблевого исполнения.
Совершенствование всех приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие исполнительской инициативы, самостоятельной работы над музыкальным произведением. Психологическая подготовка к выступлению. Сценическое мастерство.
Свободное владение музыкальным инструментом. Совершенствование технического мастерства. Свободное владение всеми меховыми приемами. Подготовка программы для поступления в среднее специальное музыкальное учебное заведение. Психологическая подготовка к выступлению. Концертное выступление. Сценическое мастерство.
Примерный репертуар для ансамблей
A. Новиков «Девичья хороводная»
B. Косенко «Петрушка»
В. Шулешко «Незабудка»
Русская народная песня «Яблочко», обр.В.Грачева Д.Кабалевский «Весёлый наигрыш»
Н.Лысенко «На горе, горе»
В.Ребиков «Воробышек, воробей»
Ф.Шуберт Экосез
Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. И.Обликина Русская народная песня «Как под горкой, под горой», обр. И.Обликина Русская народная песня «То не ветер ветку клонит», обр. И.Обликина П.Чайковский «Старинная французская песенка», пер. И.Обликина
Н.Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка», пер. И.Обликина
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
38