Щербатова
Елена Владимировна.
Учитель русского языка и литературы
школы № 9 г. Чирчик
«А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики».
Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки и русского языка
Викторина
Первая симфония «Зимние грёзы»
Зима ….
- 1837 г. – наброски к повести «Тамань»(сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г. )
- 1838 - 1840г.г. –публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань»
- 1840г. – «Герой нашего времени»(первоначальное название: «Один из героев нашего века»)
- 1841 г. -переиздание, введено предисловие
«Зима в творчестве А.С.Пушкина, П.И.Чайковского и русских художников 19 века»
Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки и русского языка
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ –
вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
Лексическая работа
Взоры – глаза;
Нега – блаженство, наслаждение;
Нынче – сегодня;
Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари). Вечор – вечером (наречие). Янтарный – жёлтый, солнечный. Озарена – освещена (устар.)
Велет ь – приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (диал.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
Работа с текстом стихотворения
План
Картины
1. Зимнее утро
Эмоциональные состояния, чувства
Морозное солнечное утро.
Языковые средства
Радость, бодрость, воодушевление
Первая строфа
Вторая строфа
3 строфа Антитеза -противопоставление
www.themegallery.com
Company Logo
Четвертая строфа
Пятая строфа
- 1 вариант- простой цитатный план
2 вариант – сложный план
1.Чудесный день.
2.Обращение к другу.
3.Воспоминание о вчерашней вьюге.
4.Прекрасное зимнее утро:
а) великолепный вид из окна;
б) приятно сидеть в комнате у затопленной печи.
5. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».
1. День чудесный.
2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. А нынче погляди в окно…
4. Предадимся бегу нетерпеливого коня
Составление плана стихотворения
С.Ю.Жуковский «Иней»
В.Д.Поленов «Ранний снег»
И.И.Шишкин. «ЗИМА»
С.Ю.Жуковский «Зима»
Работа с текстом стихотворения
План
Картины
1. Зимнее утро
Эмоциональные состояния, чувства
Морозное солнечное утро.
2.Вчерашний вечер
Языковые средства
Радость, бодрость, воодушевление
Вьюга злилась. Луны почти не видно. Темнота
Эпитеты- «чудесный»,«прелестный»,
обращение- «красавица»,повелительная интонация –«проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре»
Тоска, грусть, печаль,тревожность
олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась, эпитеты – мрачные тучи,мутное небо,сравнение- л уна, как б л едное п ятно,
Работа с текстом стихотворения
3. Вид из окна
Спокойная, умиротворенная картина природы
4. В комнате
Радость, ликование, восторг
В комнате горит печка. Тепло, светло
5.Предсто- ящая прогулка
эпитеты( голубыми небесами, прозрачный лес, повтор однокоренных слов «блестя», «блестит», сравнение снега с великолепными коврами
Тихая, теплая домашняя радость
Поля пустые, леса густые, «берег, милый для меня»
эпитет (янтарный блеск), олицетворение (веселым треском)
Легкая грусть, любовь к родной природе
Обращение «красавица», «друг милый», эпитеты пустые, милый
Спасибо за урок!