Музей колокольчиков «Малиновый звон»
В русском языке слово «колокол» означает «звук из круга», «круговой» голос («коло+кол»). Нежный и чистый звук колокольчика ласкает слух человека много лет. Неизвестно где и когда появился первый колокольчик. Колокольчики бывают разной формы размера и из разных материалов: металла, стекла и глины (керамика и фарфор).
Колокольчики - ударный инструмент. Тембр колокольчика - серебристый, нежный, звонкий. Тембр колокола - густой, насыщенный, величавый. Колокольный звон будил жителей, напоминал о времени молитвы, звал на работу, на праздник, оповещал о пожарах, наводнениях, приближении врага, созывал народ для обсуждения важных дел.
Колокол состоит из колпака, юбочки, языка и ушей – отверстий, за которые поднимали колокол и подвешивали его на колокольню. Нижняя, расклешенная часть колокольчика называется юбочка. Юбку украшали затейливым орнаментом и надписями, где указывали имя мастера, место и дату изготовления, или веселой фразой (песенной строкой, поговоркой, напутствием, потешкой , загадкой). Покупка колокольчика была радостным событием. Веселые надписи:
«Под сим колокольчиком Валдая, мчится тройка удалая»
«Кто меня купит, тот счастлив будет».
«Кого люблю, тому дарю»
«Звоню потешаю, еду потешаю»
«Купи меня, я увеселю тебя»
«Без языка и колокол нем.»
Словосочетание «колокольный звон» обозначает: звонить - ударять, бить, производить гул, бить в колокол, трясти колокольчиком.
Разновидности колокольчика и использование в жизни
Поддужные ( под дугой);
Пожарные - сигнальные;
Станционные - при ж/д станциях;
Корабельные – рында;
Ямские - почтовые, курьерские;
Дверные - прикреплялись к двери для звона в прихожей;
Настольные - для вызова прислуги;
Свадебные;
Рыбацкие;
Пастушьи - (коровьи «ботала», гремки, побрякушки, гремушки, балабончики) на шее скота, для того, чтобы слышать, где корова на выпасе, для оберега от волков;
Куранты на часах (Московские на Спасской башне);
Церковные - на колокольнях;
Сувенирные.
Кампанофилия (латинское campana колокол + греч. ϕιλία, philía — привязанность) — это коллекционирование колоколов и колокольчиков. От кампанофилии следует отличать кампанологию, которая изучает все, что связано с колоколами, в том числе воздействие их звуков на физиологию и психику человека.
Малиновый звон
Есть несколько версий происхождения этого выражения. Основная: словосочетание «мали́новый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет. Происходит от названия города Мехелен, расположенном теперь во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. С тех времён на Руси стали так называть красивый, переливающийся звон (сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»).
Музей «Малиновый звон» рассказывает о многообразии форм, направлений и материалов из которых могут быть изготовлены эти интересные предметы - колокольчики. Всего в музее более 20 экземпляров колокольчиков, все они были подарены родителями, принесены сотрудниками детского сада и привезены из самых разных мест. Так в музее есть колокольчики из Москвы и Санкт-Петербурга, из Суздаля и Гусь-Хрустального, из Нижнего Новгорода и других городов нашей родины.
Проект «Колокольчики»
Вид проекта: долгосрочный фронтальный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для разновозрастной группы.
Продолжительность проекта: 3 года.
Участники проекта: разновозрастная группа; воспитатели, родители, узкие специалисты.
Образовательная область: историко-познавательное развитие.
Актуальность проблемы: на сегодняшний день актуально историко-познавательное развитие (история государств, географические открытия) .
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Музей колокольчиков».
Задачи проекта:
• формировать у детей представление о колокольчиках;
• активизация словарного запаса;
• расширение кругозора воспитанников;
• обогащение предметно-развивающей среды группы;
• обогащение воспитательно-образовательного процесса новыми формами;
• формирование у детей представления о музее;
• развитие познавательных и творческих способностей;
• развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу.
Предполагаемый результат:
• владеть понятиями «колокол», «язык» и т. п. ;
• знать разновидности музыкальных инструментов на основе принципов колоколов;
• иметь первичные исторические знания;
• уметь ориентироваться на географической карте.
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору иллюстраций;
• знакомство с литературными произведениями;
• разучивание стихотворений;
• прослушивание записи звучания колокольного звона;
Сотрудничество с семьёй:
• консультация для родителей «История колокольчиков»;
• родители записывают рассказ составленный детьми «Маленький колокольчик»;
• поиск экспонатов для музея.
Взаимодействие со специалистами:
Развлечение «Коло-колокольчик! »
Продукт проектной деятельности: выставка колокольчиков; творческие работы на тему «Колокольчики», фотографии с досугов.
Презентация проекта: представление мини-музея на родительском собрании и защита на педагогическом совете.
План реализации проекта:
Тематические занятия: «Колокольчики», «Музыкальные инструменты», «Малиновый звон», «Новый колокольчик».
Цели: познакомить с понятиями «колокол», «язык» и т. п. ; рассказать о разновидностях музыкальных инструментов на основе принципов колоколов; дать первичные исторические знания; научить ориентироваться на географической карте.
Экскурсия в музей
Цель: воспитание интереса к родному городу
Развлечение «Коло-колокольчик! »
Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости
Изобразительная деятельность «Лепка «Колокольчик»;
графические работы «Колокольчик»; роспись «Колокольчика».
Цель: отработка различных техник рисования и лепки.
Сюжетно-ролевая игра: «Оркестр».
Цели: воспитание умения договариваться; формирование представлений о профессиях.
Настольная игра: «Найди пару», «Составь узор».
Цели: развитие коммуникативных способностей.
Подвижные игры: «Жмурки»; «Паутина».
Цели: формирование двигательных навыков, развитие ловкости.
Составление рассказа: «Маленький колокольчик»
Цели: содействие сотрудничеству детей и родителей
Аналитический этап:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного. Дети ближе познакомились с историей колокольчика, использовании его в жизни.
Работа по проекту помогает развивать у детей мышление, речь, художественный вкус, эстетическую восприимчивость.
Анализируя результаты проекта, видно, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут с помощью педагога решать некоторые задачи.
Реализуя проект, ставили перед собой цель – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.