№ п\п | Дата | Тема урока | Содержание урока | Планируемые результаты УУД обучающихся: личностные, предметные, метапредметные | Оборудование |
музыкальный материал | понятия |
В концертном зале (9 ч) |
1 | | Музыкальные инструменты). Вариации на тему рококо | Ноктюрн (3-я часть) из Квартета № 2. А. Бородин. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский. Июнь из цикла «Времена года». П. Чайковский | Струнный квартет. Ноктюрн. Музыкальная форма: вариации, Штрихи: легато, стаккато, акценты. | Личностные УУД: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей. Познавательные УУД: присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества , освоение знаково – символических действий ( игра по ритмической партитуре) Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока, детские музыкальные инструменты. |
2 3 | | Старый замок. Счастье в сирени живет… | «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский. Песня франкского рыцаря ред. С. Василенко. Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. | Сюита. Старинная музыка. Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Сопрано. | Личностные УУД: осознание содержания исполняемых произведений русского фольклора. Пробритение душевного равновесия, осознания арттерапевтического влияния музыки на организм. Познавательные УУД: устойчивый интерес к народному музыкальному искусству. Как способу познания мира. Коммуникативные УУД: освоение методов и принципов коллективной музыкально – творческой и игровой деятельности и её самооценка.. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
4 5 | | «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы… | Полонез ля мажор; Мазурка № 47 ля минор, Мазурка № 48 фа мажор, Мазурка № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен. Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого. | Музыкальный жанр: полонез. Танцы: мазурка, вальс. Песня. Формы музыки: трёхчастная, куплетная. | Познавательные УУД: осуществлять опыт сочинения мелодий, песенок, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок – попевок. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
6 7 | | Патетическая соната. Годы странствий | Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Арагонская хота. М. Глинка. | Музыкальный жанр: соната. Жанры камерной музыки: романс, баркарола. Симфоническая увертюра. | Познавательные УУД: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. Коммуникативные УУД: использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
8 9 | | Царит гармония оркестра | Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра. | Симфонический оркестр. Дирижёр. | Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы. Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
В музыкальном театре (12 ч) |
10 11 | | Опера «Иван Сусанин» | Интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия Опера «Иван Сусанин» М.Глинка. | Музыкальный образ. Музыкальная драматургия: контраст. | Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы Регулятивные УУД: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
12 13 | | Опера «Иван Сусанин» | Сцена из 4 действия из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка. | Ария. Речитатив. | Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов опер | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
14 15 | | Исходила младёшенька | Песня Марфы «Исходила младешенька», из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. | Песня-ария. Куплетно-вариационная форма. | Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
16 17 | | Русский Восток | «Танец с саблями». Пляска персидок из оперы «Хованщина» М. Мусоргский. Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка. Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. | Восточные интонации. Вариации. Орнамент. Контрастные образы. | Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Регулятивные УУД: оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
18 19 | | Балет «Петрушка» Обобщающий урок | Первая картина из балета «Петрушка» И. Стравинский | Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры. | Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов симф.оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах (муз.викторина) | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
20 21 | | Театр музыкальной комедии | Вальс из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу. Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. | Оперетта. Мюзикл. | Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов симф.оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (13 ч) |
22 23 | | Прелюдия | Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. | Музыкальный жанр: прелюдия. Форма музыки: трёхчастная. | Предметные УУД: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Регулятивные УУД: выполнять творческие задания в тетради. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока, детские музыкальные инструменты. |
24 25 | | Исповедь души. Революционный этюд | Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф.Шопен. | Развитие музыкального образа. Музыкальный жанр: этюд. | Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
26 27 | | Мастерство исполнителя | Произведения в исполнении С.Рихтера, С.Лемешева, И.Козловского, М.Ростроповича… | Многообразие жанров музыки. Композитор. Исполнитель. Слушатель. | Личностные УУД: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
28 29 | | В интонации спрятан человек | Песня Сольвейг; Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ. | Интонационная выразительность музыкальной речи. | Личностные УУД: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. Регулятивные УУД: анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
30 31 | | Музыкальные инструменты | Пожелания друзьям, Музыкант. Слова и музыка Б. Окуджавы. Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого. | Обработка. Переложение. Импровизация. Авторская песня. Романс. | Познавательные УУД: узнавать и называть изученные муз.произведения и их авторов. Регулятивные УУД: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
32 33 | | Музыкальный сказочник | Шехеразада 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н.А. Римский-Корсаков. | Опера. Музыкальная сказка. Музыкальная живопись. | Регулятивные УУД: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях Коммуникативные УУД: формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |
34 | | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок | Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. | Симфоническая картина. | Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. Личностные УУД: проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. Коммуникативные УУД: участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей. | Музыкальный инструмент, ПК, мультимедийное оборудование, слайды и иллюстрации по теме урока. |