Музыкальный театр на иностранном языке:
практика межпредметной интеграции
Термин «внеурочная деятельность» может быть отнесен к числу новых в современной педагогике, появившихся на этапе вступления в силу новых ФГОС. Примером такой учебной деятельности является курс «Music Theatre», позволяющий раскрыть потенциальные возможности и развить таланты детей средствами театрального искусства. В основе его лежат идеи использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность школьника, оптимизировать процесс развития выразительной речи, голоса, чувства ритма, пластики движений, а также социализации учащихся силами искусства. Актуальность программы – в большом диапазоне самореализации учащихся в разных видах творческой деятельности. Межпредметная интеграция, являющаяся основой курса, призвана содействовать созданию целостной картины мира у обучающихся:
- будут формироваться представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира;
- учащиеся приобретут опыт использования иностранного языка как нового инструмента познания мира и культуры других народов;
- осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
Знакомство с музыкальной культурой изучаемого языка содействует формированию основы уважительного отношения к иной культуре. Театральная игра способствует развитию фантазии, воображения, памяти, всех видов творчества. Такой вид деятельности, к тому же, одновременно сплачивает коллектив, расширяет культурный диапазон учащихся.
В свою очередь, курс позволяет учащимся не только изучать иностранный язык более углубленно, но также получать вокально-хоровые и актерско-режиссерские навыки.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, способность анализировать, ставить внутренние цели и стремиться к их достижению.
Задачи, решаемые в рамках данного курса:
- знакомство с различными видами театра;
- совершенствование артистических навыков воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
- развитие эстетического вкуса;
- воспитание психологической устойчивости и умения работать в коллективе;
- повышение мотивации к изучению иностранной литературы и музыки.
Конечно, идея создания музыкальных театров в условиях внеурочной деятельности учащихся не нова, практически в любом образовательном учреждении существуют так называемые «театральные студии». Занятия в них способствует развитию эмоциональной сферы и творческих способностей учащихся. Но, в большинстве случаев, работа над постановками в них проводится на родном языке.
Театральная постановка на русском и иностранных языках содействует реализации идеи «межпредметной интеграции». Целью подобной интеграции является формирование коммуникативных навыков средствами музыкальной культуры на иностранном языке через практическую деятельность (игру, пение, участие в театральной постановке, соответственно). Помимо этого, - знакомство с элементами культуры других стран через произведения детского фольклора, современные литературные и музыкальные произведения.
Из практики применения курса «Music Theatre» в нашей школе.
Для практической апробации нами был выбран и адаптирован под существующие возможности учащихся сценарий, который включал в себя отрывки из таких известных литературных произведений как «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Том Сойер» М. Твена, «Кармен» П. Мериме и лирика немецкого поэта Гете. Также в сценарии был задействован отрывок из рок-оперы Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - Суперзвезда». В постановке приняли участие более 20 учащихся 5-11 классов, зрителями на премьере стали около 200 учеников нашей школы 5-9 классов.
Поскольку изначально сценарий представлял собой скорее литературную композицию, чем музыкальную, мы разнообразили его, добавив еще несколько вокальных и хореографических номеров. Для более глубокого погружения в атмосферу спектакля была использована презентация, которая включала в себя отрывок из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и Джульетта» на языке оригинала с субтитрами на русском, а также параллельный построчный перевод текста, произносимого учащимися на сцене. Соответственно, те зрители, которые пока еще владеют иностранными языками на недостаточном уровне, были так же полностью включены в процесс, происходящий перед их глазами.
Использование курса внеурочной деятельности «Music Theatre» как средства развития творческих, познавательных и коммуникативных способностей учащихся может совмещаться с такими конкурентными формами взаимодействия как конкурсы и соревнования.