Сценарий музыкальной гостиной к проекту
«П.И. Чайковский «Детский альбом»
для подготовительной группы.
Составила музыкальный руководитель Абдуллаева М.В.
Январь 2023г.
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского, развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей, актерские начала. Способствовать умению детей импровизировать, фантазировать под музыку. Обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения. Продолжать прививать навыки культуры поведения; умение общаться друг с другом, быть вежливыми, доброжелательными.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин художников 18-19вв, просмотр слайдов архитектурных памятников, беседа о быте, культуре, традициях той эпохи. Беседа о творчестве П.И. Чайковского, краткий обзор «Детского альбома». Составление иллюстрированного детскими рисунками, выполненными дома с помощью родителей, альбома под названием «Детский альбом в картинках». Индивидуальная работа с детьми.
Зал оформлен в стиле гостиных прошлых лет: камин, вазы с цветами, диваны, кресла, столы, за которыми сидят родители и места для детей, картины. Над камином портрет П.И. Чайковского, в углу – наряженная елка.
Под музыку из балета «Щелкунчик» П. Чайковского дети входят в зал, рассаживаются на стульчики за столами. Выбегают девочки.
Исполняется «Танец цветов» под одноименный вальс П. Чайковского из балета «Щелкунчик». Девочки рассаживаются на места.
Музыкальный руководитель (М. р.) (под звуки музыки П. Чайковского):
Какая прекрасная музыка открыла наш сегодняшний праздник. Этот вальс написал знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский. Сегодня, ребята, мы собрались здесь на встречу с творчеством этого великого композитора.
Показ презентации.
Петр Ильич жил в те далекие времена, когда еще не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колесиках. Но девочкам, так же, как и сейчас, дарили красивых кукол в длинных бальных платьях. У Петра Ильича Чайковского своих детей не было, но он часто гостил у своей родной сестры Александры в Украине. В ее поместье композитор часто устраивал веселые мероприятия с племянниками, но самые теплые отношения у него были с одним из семерых детей сестры, Володей. Мальчик учился играть на фортепиано, поэтому чтобы обучение игре было для него и детей его возраста более интересным, Петр Ильич сочинил музыкальные пьесы, которые объединил в один альбом. Как он называется?
Дети: Детский альбом.
М. р.: Ребята, мы с вами проиллюстрировали нотный альбом своими рисунками, которые дома вы создавали с родителями. (Показывает).
Бом-бом, бом-бом, открывается альбом:
То весёлый, то печальный,
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят много-много лет назад.
Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей страны, а сегодня она звучит для вас….
Звучит «Сладкая греза», стихотворение читают дети на фоне музыки:
1.Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
2.И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
3.В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,-
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
М. р.: Слышите, это «Сладкая греза», сладкий сон. Со звуками этой музыки мы перенесемся в далекие времена и заглянем в дом Володи Давыдова. Дом большой, красивый, топится камин, вкусно пахнет пирогами. Все готовятся к приходу гостей, ведь скоро начнется бал. В доме уютно, тепло, а за окном снежное, вьюжное зимнее утро, метет метелица и летит снег.
Звучит пьеса «Зимнее утро». Девочки исполняют танец снежинок.
М. р.: На новый год Володе подарили новую лошадку.
(Звучит пьеса «Игра в лошадки»).
Слышите, это Володя спешит к нам на своей лошадке.
Володя: На своей лошадке вихрем я лечу,
Я гусаром смелым очень стать хочу.
Милая лошадка, на тебе верхом,
Я скачу по лугу лихо с ветерком.
М. р.: А еще на новый год Володе подарили большую красивую коробку, в которой лежали деревянные солдатики. Вот и они….
Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков», дети встают со стульев и друг за другом выходят, маршируя по залу и произнося слова:
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.
Останавливаются и читают слова:
1.Мы деревянные солдаты, мы маршируем левой – правой,
2.Мы стражи сказочных ворот. Их охраняем круглый год.
3.Мы маршируем четко, браво, нам не страшны путей преграды.
4.Мы охраняем городок, где музыка живет.
(Рассаживаются на места в зале.)
М. р.: У Володи есть сестра Наташа. Мама подарила ей новую куклу. Она так обрадовалась этому чудесному подарку и стала весело кружиться со своей новой куклой.
Наташа: Куклы вальс танцуют старый, пары кружатся за парой…
Звучит пьеса «Новая кукла», девочки танцуют со своими любимыми куклами, импровизируя.
М. р.: Как рады дети таким подаркам. Но сегодня в доме Володи будет много гостей, будет звучать музыка, и я ее слышу уже вдалеке, это спешат на бал гости, и сейчас мы их увидим.
Звучит пьеса «Вальс», дети парами входят в зал и выполняют перестроения под музыку. Выстраиваются около главной стены те, кто будет вести диалог.
Володя: Господа, мы рады видеть вас в нашем доме!
Наташа: Как вы добрались? Не устали?
1-я гостья: Да, все прекрасно,
Мы слыхали, и нам приятна эта весть:
Войти в ваш дом – большая честь!
Наташа: Ну что вы, это нам приятно,
Что вы пришли к нам в этот зал.
Часы торопят, разрешите,
Продолжить полькой этот бал!
Звучит «Полька». Дети танцуют.
1-й гость: Как в польке весело кружиться!
Сейчас немного отдохнем,
Друг другу новости расскажем
И снова танцевать пойдем.
2-я гостья: Мне сегодня подарили куклу,
В платье длинном – длинном, из красного атласа!
1-я гостья: Ах, это прекрасно.
2-й гость: А я мечтал о кукле Гном.
Я для него построил дом.
Мне Гнома папа подарил.
3-я гостья: Как это трогательно, право.
1-й гость: А где сейчас ваш добрый Гном?
2-й гость: Мой Гном? Осваивает дом!
1-я гостья: Мне няня испекла пирог-
Большой, красивый, очень вкусный.
Отведать чудный наш пирог
К нам заезжайте на часок.
Звучит «Мазурка» отрывок.
Володя: А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный, легкий и веселый,
Прошу послушать, господа!
Слушают пьесу «Мазурка».
3-я гостья: Ах, господа, прошу внимания,
Мой друг приехал из Германии.
(Выходит мальчик, кланяется).
Сейчас с моим другом вдвоем
Немецкую песню споем.
Исполняется «Немецкая песенка», поют девочка и мальчик:
Среди лесистых гор, у голубых озер,
Где в чаще слышен птичий нестройный хор,
Под яркой синевой, под елью вековой
Плясать сегодня будем мы с тобой.
Сегодня нас бросит музыка в веселый пляс,
В развеселый пляс, в разудалый пляс.
Нас бросит музыка в веселый пляс
В этот солнечный пляс.
Где горный спрятан луг, где никого вокруг,
Где слышен зверолова далекий рог.
Среди цветов лесных в одеждах расписных
Плясать сегодня будем с тобой.
Гости аплодируют.
1-я гостья: Теперь начну рассказ свой я
О том, что есть Италия- чудесная страна!
Гость: Прекрасны там леса, поля, прекрасны море и земля,
Прекрасны солнце, небеса и звонких птичек голоса.
О городе Неаполе я буду говорить.
2-я гостья: Вы нас хотите удивить?
1-я гостья: Вы там бывали?
Гость: Да, мы с семьей там отдыхали!
Исполняется «Неаполитанская песня»:
Это море предо мною,
Это небо голубое,
Эти солнечные сети,
Как без них прожить на свете?
Эти рощи у залива,
Эти гибкие оливы,
Этот край вечнозеленый
Полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь никогда.
Здесь все вокруг мое-
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке,
И сам Везувий вдалеке.
Наташа: До чего сегодня весело у нас,
Под камаринскую все пустились в пляс.
Ну а нам осталось инструменты взять,
Да в оркестре весело сыграть!
Исполняется «Камаринская» - оркестр народных инструментов.
Появляется Шарманщик с животным.
Шарманщик: Добрый день вам, господа,
Я не зря пришел сюда! Время наше скоротаем,
И сейчас на будущее мы погадаем!
Животное проносит мешочек, где лежат бумажечки с пожеланиями.
Володя: Друзья, я предлагаю вам шараду.
Мы в сказку заглянем сейчас на мгновенье.
Хочу загадать вам: кто это такой,
Кто страшный над лесом летает с метлой?
Звучит пьеса «Баба Яга», девочки пляшут с метлами.
Дети отгадывают загадку, называя услышанное произведение.
Наташа: Володя. Не пугай же на ночь нас,
А то потом приснится,
Что страшный зверь или Яга
В окошко к нам стучится…
Володя: Немного страшно, господа?
Вот мама к нам идет сюда!
Под музыку «Мама» выходит воспитатель с подсвечником и зажженными свечами.
Мама: Как быстро время пробежало,
Нам расставаться очень жаль…
Володя: Давайте же поздравим маму!
Не тронет пусть ее печаль!
Исполняется «Наши мамы самые красивые».
Мама: Спасибо, дети!
Как много музыки чудесной
Звучало здесь, друзья, для нас.
Но наступил прощанья час.
Аврора: Опущен занавес и сцена опустела
Лишь слышен шорох отъезжающих саней.
Звучит вечерняя молитва тихо,
Уходит в ночь мир сказочных теней.
М. р.: Известно стихотворение 11-летнего Пети Чайковского:
«Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит.
Молитва наша, как сестра, она как свет нам душу освещает».
Исполняется «Утренняя молитва»:
Господи Боже! Грешных спаси!
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси!
Сделай, чтоб стало тепло и светло,
И чтоб весеннее солнце взошло.
Людей, и птиц, и зверей,
Прошу тебя, отогрей!
Прошу, Боже мой!
Звучит «Сладкая греза».
Дети: «Бим-бом, бим-бом, закрывается альбом,
Непростой, а музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят много-много лет назад».
Дети рассказывают стихи для мам и бабушек, вручают подарки, сделанные своими руками.
Заключительные слова воспитателя. Поздравление.
Все покидают зал.