Конспект музыкально-литературной гостиной «Краски осени»
для воспитанников 6-8 лет с нарушением речи
группы комбинированной направленности
Цель: Обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой;
- учить подбирать качественные прилагательные к существительному;
- расширять знания детей о творчестве русских поэтов;
- учить чувствовать ритм и мелодику стихотворения;
-побуждать детей использовать артистические навыки для передачи поэтических образов;
- учить создавать собственные танцевальные импровизации.
Развивающие:
- развивать интерес детей к изучению произведений русских поэтов;
- развивать умение передавать впечатления о стихотворении, картине в форме высказывания;
- развивать коммуникативные навыки и речевую активность;
- развивать навыки выразительного чтения;
- развивать чувство ритма и такта;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать речевую память, дикцию.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к произведениям русских поэтов;
-воспитывать бережное отношение к природе;
-воспитывать у детей чуткость к художественному слову;
-понимать и чувствовать настроение стихотворного произведения;
- воспитывать у детей литературно-художественный вкус;
- воспитывать любовь и потребность к восприятию музыки, к прекрасному, к природе.
Оформление зала:
Детские рисунки на тему «Осень».
Объемные листья из фоамирана.
Репродукции: И.И. Левитана «Золотая осень», И.И. Левитана «Осень. Туман», В.Д. Поленова «Золотая осень», И.И. Шишкина «Осень», Е.И. Столица «Осень».
Атрибуты для игры «Осенних красок хоровод».
Музыкальное оформление:
Фонограммы мелодий: П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь «Осенняя песнь»; П.И.Чайковского «Времена года» Ноябрь «На тройке».
Планируемые результаты:
1.Активизировался интерес к произведениям русских поэтов.
2.Усовершенствовались навыки монологической и диалогической форм речи.
3.Усовершенствовались навыки выразительного чтения.
4.Пополнился словарный запас детей.
5.Повысилось творческое воображение и образное мышление.
6. Проявились артистические навыки детей в передаче поэтических образов и в умении создавать собственные танцевальные импровизации.
Ход:
Организационный момент
Дети заходят в зал и садятся на стулья. (Звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года» Октябрь «Осенняя песнь». Ведущий говорит на фоне музыки)
Ведущий: Сегодня снова распахнула свои двери наша музыкально-литературная гостиная «Краски осени». Это удивительное место, где хозяйничает осень, ее волшебная музыка, краски и стихи. Слышите, эту дивную мелодию? Она поможет нам унестись далеко-далеко, в незабываемый, прекрасный мир поэзии.
Основная часть
(Продолжает звучать музыка П.И. Чайковского и на ее фоне ведущий читает стихотворение А.К.Толстого «Прозрачных облаков спокойное движение»)
Прозрачных облаков спокойное движение,
Как дымкой солнечной перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлёт осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет.
Ведущий: Опишите свои чувства от прослушивания этой мелодии.
(Ответы детей:
1 ребенок – Мне печально.
2 ребенок – А мне хочется сидеть у окна и смотреть, как идет дождь.
3 ребенок – Я представила себе опадающие листья с деревьев)
Ведущий: Да, ребята, это немного печальное, но очень красивое время года. Как вы думаете, кто кроме композиторов воспевает осень в своих произведениях?
(Ответы детей)
- Вы правы, композиторы, поэты, художники. Каждый из них по-своему описывают осень. Композиторы – звуками, художники – красками, поэты – словом.
Вот как описывал осень русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
(Дети читают стихотворения)
Стихотворение А.С. Пушкина «Октябрь уж наступил, уж роща отряхает»
Стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»
Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Ведущий:
Осень время года необычное. Оно такое разное.
То светлое и ясное, то серое и мрачное.
Но в нашей музыкальной гостиной места грусти нет.
Логоритмическая игра со звучащими жестами «Листопад»
Громко: Осень! Осень! Листопад! (хлопки)
Лес осенний конопат. (щелчки пальцами)
Тихо: Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)
И летят, летят, летят! (качают руками)
Громко: Дождь, дождь, дождь с утра (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора. (прыжки на месте)
Тихо: Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
Лучше капельки считай. (стучат пальцем левой руки по ладошке правой руки)
Ведущий: Многие знаменитые поэты воспевали красоту осени на российских просторах. Прошло много лет, а их произведения помнят и любят читатели.
(Дети читают стихотворения)
Отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»
Стихотворение К. Бальмонта «Осень»
Отрывок из стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая»
Ведущий: Ребята, а вы согласны со знаменитыми поэтами? А какой видите осень вы?
Игра «Назови, какая осень?» (Образование качественных прилагательных)
(Ответы детей: Осень – багряная, грустная, дождливая, долгая, задумчивая, золотая, нарядная, печальная, поздняя, прекрасная, разноцветная, ранняя, сухая, сырая, теплая, тоскливая, унылая, хмурая, холодная и т.д.)
Ведущий:
Листья желтые летят. Скоро голым будет сад.
Вдруг их ветер подхватил, В легком танце закружил.
Танец с листочками (Звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года» Октябрь «Осенняя песнь»)
Игра «Осенних красок хоровод»
Ведущий:
Сейчас я предлагаю вам создать свой осенний пейзаж.
(ведущий раздает атрибуты и объясняет правила игры)
Я буду читать текст, а ваша задача украсить его разнообразными звуками. И так! Внимание! Начинаем!
- Завершается лето…Небо становится серым, но ещё мы вспоминаем веселые трели соловья (ребенок свистит в свистульку) и где-то отдаленно слышится кукование кукушки (ребенок изображает фонетический вариант – кукование кукушки). Как – будто время остановилось. Осень. И только кое-где ещё слышится стук дятла (ребенок стучит ритмическими палочками), да звон колокольчика (звенит колокольчик). Нарушает эту тихую мелодию продолжительное мычание коровы (ребенок изображает фонетический вариант – мычание коровы) Корова на лугу, найдя последнюю еще зеленоватую травку, не спеша смакует её. Ветер срывает листву и разбрасывает вокруг (ребенок шуршит султанчиком). Осеннее бездорожье создаёт осенний холодный дождь и пузырьки, бегущие по лужам (ребенок дует через коктейльную трубочку в стакан с водой). Спокойно вокруг и только где-то вдали слышен вой одинокого волка (ребенок изображает фонетический вариант – вой волка), который предчувствует скорый приход холодов.
Ведущий: Спасибо всем за создание чудесного, весёлого осеннего пейзажа.
- Осень одевает деревья в необычайно красивые платья. На душе становится радостно от этого яркого буйства цвета.
(Дети читают стихотворения)
Отрывок из стихотворения А. Блока «Пляски осенние»
Стихотворение И. Бунина «Осень»
Стихотворение А. Фет «Осенью»
Ведущий: Какие удивительно поэтические строки! Действительно, многие любят осень за ее особые краски. И сегодня у нас необычная гостья.
(Появляется герой - Кисточка)
Кисточка: Здравствуйте, ребята! Я - помощница осени. Сегодня мне захотелось заглянуть в вашу необычную гостиную. Но в гости не ходят с пустыми руками. И я принесла вам в подарок интересную игру. Хотите поиграть? (Ответы детей) Слушайте правила. Надо выбрать подходящую картину к стихотворению, которое я прочту. И объяснить свой выбор. (Герой раскладывает картины известных художников)
- Сентябрь. Желтеют верхушки берез,
Осина тревожно трепещет,
Летит паутина, не знает границ,
А тихие воды не блещут.
(Выходит ребенок, выбирает картину и объясняет свой выбор)
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(Ребенок делает свой выбор и размещает картину на мольберте)
- Из дебрей туманы несмело
Родное закрыли село,
Но солнышко вешним согрело.
И ветром их вдаль унесло.
(Выходит ребенок, выбирает картину и объясняет свой выбор)
- В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
(Ребенок делает свой выбор и объясняет его)
Ведущий: Спасибо, Кисточка, за интересную игру. Наши дети тебе в подарок приготовили стихотворения русских поэтов.
(Дети читают стихотворения)
Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
Стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»
Стихотворение Н. Некрасова «Перед дождем».
(Кисточка благодарит и уходит).
Ведущий: Ребята, но это не все сюрпризы, мы приготовили вам осенний подарок – авторскую песню Н.А. Шипилова «После бала» (аккомпанемент на гитаре, исполняют педагоги)
Заключительная часть.
(Звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года» Ноябрь «На тройке» на ее фоне ведущий читает стихи)
Ведущий:
Я пробегусь по высохшей траве,
Напьюсь я небом чистым и хрустальным.
Прокатится лишь ветер по листве
За днем седым, таинственным, сакральным.
Целует дождь в холодные уста,
В стеклянных лужах застывают звезды.
Укроют скоро белые снега,
Сольются с ними стройные березы.
Пусть серость в небе, только грусти нет.
Торжественно природы увяданье.
И каждый день морозному «привет»,
Звенит осеннее прощанье.
Ведущий: Ребята, а нам пора прощаться с таким удивительным временем года, как осень.
Рефлексия «Дерево чувств»
(Педагог обращает внимание детей на дерево без листьев и предлагает прикрепить листочки, чтобы еще ненадолго продлить осеннее настроение)
- Каждый листочек имеет свой определенный цвет: если настроение у вас радостное, то прикрепите к дереву листик красного цвета, если вам грустно, то желтого цвета.