СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-патриотические мероприятия как средство формирования духовно нравственного воспитания дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это авторская статья. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни. Дошкольный период — это время, когда воспитание и развитие всех качеств наиболее эффективно и является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-патриотические мероприятия как средство формирования духовно нравственного воспитания дошкольника»

Музыкально-патриотические мероприятия как средство формирования духовно нравственного воспитания дошкольника



Чечнева Евгения Анатольевна воспитатель МДОУ «Детский сад "Семицветик"» г. Краснослободска Среднеахтубинского райна (Волгоградская обл.)


Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить родину, узнать её, стать подлинным патриотом

С. Михалков

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни. Дошкольный период — это время, когда воспитание и развитие всех качеств наиболее эффективно и является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Поэтому мы реализуем на музыкальных мероприятиях благоприятные условия для патриотического воспитания и ставим перед собой следующие задачи:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • Развитие интереса к традициям и культуре;

  • Знакомство детей с гимном государства;

  • Чувства ответственности и гордости за достижения страны;

  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.

Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении. Для ребенка дошкольного возраста Родина — это мама, это дом, где он живет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника — это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.

Итак, давайте ответим на вопрос: что может входить в музыкально-патриотические мероприятия?

Да. Верно. А мы например в своей работе использовали такие музыкальные мероприятия:

  1. Музыкальные занятия.

  2. Праздники: «8 марта», «День защитника Отечества», «День Сталинградской битвы», «День космонавтики», «День Победы», «День Российского флага».

  3. Проектная деятельность.

  4. Военно-спортивные игры, квесты.

  5. Участие в патриотических творческих конкурсах: исполнение песен соло или в ансамбле; танцы; музыкально-литературные композиции.

Давайте рассмотрим эти направления чуть-чуть отдельно.

Музыкальные занятия. На данном этапе происходит слушание и разучивание песенного репертуара, а также танцевального жанра. Разбор сценариев, подготовка к праздникам и т.д. Музыкальные занятия помогают понять песню, получить эмоциональный отклик ребенка.

Праздники. Помогают увидеть полную картину того или иного сценария. Увидеть традиционность русской культуры. Родители с большим удовольствием помогают в подготовке: шьют костюмы или играют роли. А на праздниках посвященных Дню защитников Отечества играют в военно-спортивные игры. На празднике все заряжаются позитивной эмоцией.

Проектная деятельность. Этот метод требует отдельного рассмотрения, поскольку все выше перечисленное закладывается на подготовительном этапе. К примеру, возьмем наш проект «Сталинградская битва, мы помним», где наш музыкальный репертуар полностью будет состоять из песен, посвящённых Сталинградской битве или городу-герою Волгограду. В проекте «По следам ВОВ» нами был заложен разнообразный песенный репертуар, поскольку каждый след, а всего их было девять в проекте – это есть отражение того или иного момента в истории войны. В наши проекты ежегодно заложена замечательная традиция. Это акция «Георгиевская ленточка». Возможно Вы подумаете, а где здесь место для музыки? На протяжении многих лет мы проводим это мероприятие, родители с удовольствием доверяют нам повесить символ памяти и уважения к подвигу всех поколений наших воинов к себе на кофточку или куртку. Звучание песен военной тематики «Катюша», «Смуглянка», песни из кинофильмов, посвященных войне создают атмосферность акции и делают ее особенной, и даже какой-то священной. Скажу честно, что без музыки я проект в своей педагогической деятельности вообще не приемлю.

Военно-спортивные игры, квесты. В этом блоке расположился отдельно праздник посвященный Дню защитника Отечества, поскольку именно в рамках этого мероприятия проводятся эти игры, совместно с родителями. А вот квест-игры проводятся нами исключительно с детьми старшего дошкольного возраста. В этом направлении музыка тоже имеет огромное значение. Она объединяет команды, помогает ориентироваться во времени, отражает моменты этапов игры. Она может быть, как быстрой, так и медленной, грустной или веселой. Музыка задает общее настроение в игре.

Участие в патриотических творческих конкурсах: исполнение песен соло или в ансамбле; танцы; музыкально-литературные композиции. Это направление по праву можно считать достойным средством воспитания духовной и патриотической личности ребенка. Поскольку в процессе подготовки к конкурсу, происходит выявление индивидуального таланта ребенка. По опыту, мы уже сразу видим, кто из детей хорошо поет или танцует. Хорошо читает отрывок из сценки для ЛМК. А в сотрудничестве с родителями этот процесс ускоряется. Мы, можно сказать открываем новое окно в светлое будущее наших детей. Ребята радуются своим победам и просто возможности пойти, поехать, например в ДК «Остров», чтобы испытать себя и получить эмоциональный, безусловно положительный подъем.

Вывод: такие музыкально-патриотические мероприятия объединяют всех нас педагогов, родителей и детей вместе. И на наших глазах происходит становление нашего общего будущего. Не может быть настоящего будущего в России без формирования в детях духовной нравственности и патриотизма.













Литература

1. Полежаев, Д.В. Ментальные основания воспитания исторического сознания: философско-образовательные аспекты / Д.В. Полежаев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 2 (165). С. 31-37.


2. Полежаев, Д.В. Ментальные проекты в образовании: к постановке проблемы / Д.В. Полежаев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 6 (40). С. 80-84. (Сер. «Педагогические науки»).


3. Полежаев, Д.В. Ментальные проекты: опыт философской детерминации

(образовательный аспект) / Д.В. Полежаев // Имидж сучасного педагога (Полтава). – 2008. – № 7-8 (86-87). С. 3-6.


4. Полежаев, Д.В. Ментальный подход в образовании: философское измерение социальных проектов / Д.В. Полежаев // Сибирский учитель (Новосибирск). –

2016. – № 4. С. 67-71.


5. Полежаев, Д.В. Нравственно-патриотическое воспитание: национальногосударственный аспект становления общероссийской гражданской идентичности / Д.В. Полежаев // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. – 2024. – № IV (76). С. 20-26.


6. Полежаев, Д.В. Общероссийская гражданская идентичность: философскометодологические основания и праксеологические перспективы / Д.В. Полежаев //Вестник Бурятского государственного университета. Философия (Улан-Удэ). –2024. – №. 4. С. 40-47.


7. Полежаєв, Д.В. Проектні технології в освіті: ментальний підхід /

Д.В. Полежаєв // Вiсник Луганського нацiонального унiверситету. Серiя «Педагогiчнi науки». – 2011. – № 20 (231). – Жовтень. С. 120-125.


8. Полежаев, Д.В. Русский менталитет как основа национального стратегического проектирования / Д.В. Полежаев // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования инновационного и технологического развития России: сб. науч. тр. ИНИОН РАН / редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – Ч. I. – М.: ИНИОН РАН, 2010. С. 141-145.


9. Полежаев, Д.В. Субъектный подход в измерении качества образования:

философско-методологические основы / Д.В. Полежаев // Primo Aspectu. – 2018. – № 3 (35). С. 35-42.

10. Сергеева, Е.Н. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся во

взаимодействии с родителями: инновационный контекст / Е.Н. Сергеева,

Д.В. Полежаев // Традиционные российские духовно-нравственные ценности, поддержка семьи и семейного воспитания: сб. матер. участников всерос. (с межд. участием) науч.-практ. конф., посвященной Году семьи в РФ и 95-летию ГАУ ДПО«ВГАПО» (г. Волгоград, 27 марта 2024 г.) / сост.: А.Н. Кузибецкий,

А.Н. Мишакова; науч. ред.: действ. чл. РАО, д.п.н., профессор Н.К. Сергеев; Почетный профессор РАО, д.п.н., профессор С.В. Куликова. – Волгоград, РИЦ ГАУ ДПО «ВГАПО», 2024. С. 386-390.



3