СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкальные инструменты Курской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки.

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальные инструменты Курской области"»

Музыкальные инструменты

Курской области.

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше. Ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки. Познавая произведения народного творчества, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, красоту, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

В Курской области сформировалась песенная традиция, яркой чертой которой является обилие карагодных (хороводных) песен, плясовых инструментальных наигрышей. Народные песни нетрудно исполнять в движении, играх, ведь напевы их, как правило, отличаются простотой и ясностью. Интонирование их несложно: мелодии чаще всего состоят из трех пяти тонов и учитывают возможности любых голосов. Карагоды – массовая пляска по кругу – были формой праздничного гуляния, объединяющей всех членов сельской общины.

В традиции Курской области карагоды водили не только под пение песен, но и под аккомпанемент инструментального ансамбля, куда входили струнные и духовые инструменты. Звучание инструментов может также имитироваться голосом.

Духовые инструменты: жалейки, дудки, пыжатки, кугиклы. В последние годы в селах получили распространение баян, гитара, мандолина. 

Жалейка («рожок») состоит из коровьего рога и вставленной в него деревянной трубки с 5—6 пальцевыми отверстиями. В трубку вставлялся пищик из дерева, камыша или гусиного пера. Звук рожка сильный, резкий. Инструмент использовался и как сольный, и как ансамблевый.

Дудка — разновидность одноствольной флейты без пыжа, роль которого выполнял язык. Инструмент имеет обычно 3—5 пальцевых отверстий. Дудки изготавливались из клена, черемухи, позже появились металлические. На дудке исполнялись плясовые, достаточно сложные наигрыши.

Пыжатка — духовой инструмент внешне похожий на дудку. В верхний конец ее вставлялся деревянный пыж. Пыжатка имела определенное количество пальцевых отверстий (6), которое у всех инструментов было неизменным. Длина пыжатки была около 40 см. Звук ее чистый, звонкий. Пыжатки обладали большими возможностями, на них можно было исполнять партии дудки, рожка.



Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент, который по предположению исследователей заменил вышедший из употребления древний гудок. По аналогии с гудком, на скрипке использовалось только три струны. Во время игры скрипач смычком касался одновременно двух струн — на одной исполняя мелодию, а соседнюю используя в качестве бурдона. В народной манере скрипку держали, упирая ее в плечо.

Балалайка — старинный струнный щипковый инструмент. В XVI—XVII в. искусством игры на ней владели профессиональные музыканты — скоморохи. Широкое распространение в народе балалайка получила в конце XIX —нач. XX вв. Исполнители настраивали балалайку в соответствии со своим вкусом и потребностями. Часто встречается «гитарный строй» (по звукам мажорного трезвучия), который открывает большие возможности для аккомпанемента и для сольной игры.

Есть ли связь между культурой курского края и мелодиями перуанских индейцев? Ученые отвечают на этот вопрос положительно. В индейских племенах и когда-то в курских селах играли на одних и тех же музыкальных инструментах. Это духовой инструмент, разновидность музыкальной флейты, известной также как флейта Пана. Курские музыканты назвали его кугиклами.

Кугиклы-(научное название — «флейта Пана») травяные дудкипредставляют собой набор из трех или наиболее часто пяти пустотелых трубочек одинакового диаметра, «толщиной» в палец, но разной длины, которые складываются горизонтально и «по росту».

Наиболее распространенные наигрыши на кугиклах — «Тимоня», «Батюшка», «Чибатуха», «Под мельничкой». Инструмент и ныне бытует в селах Курской области.