СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мы выбираем толлерантность"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1.     Ввести и закрепить определение термина “толерантность”;

2.     формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;

3.      учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

4.     развивать навыки разрешения конфликтов.

Ход мероприятия

1.     Вступительное слово.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но в последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Сегодня мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«"Мы выбираем толлерантность"»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Керченская школа – интернат с усиленной физической подготовкой»






Деловая игра







Подготовила: Черник Т.С.





г.Керчь,2017г.



Цели:

1.     Ввести и закрепить определение термина “толерантность”;

2.     формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;

3.      учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

4.     развивать навыки разрешения конфликтов.

Ход мероприятия

1.     Вступительное слово.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но в последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Сегодня мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу.

– Что вы понимаете под словом толерантность?

– Давайте посмотрим, какое значение дается этому слову в толковом словаре. (БЭКиМ. ИКТ)

Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

16 ноября – Международный день толерантности.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Давайте обратимся к истории, как и где, возник этот термин толерантность. (ИКТ)

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

2. Работа в группе.

Давайте попробуем составить правила толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила на доске.

Правила толерантного общения:  (ИКТ)

  • Уважай собеседника.

  • Старайся понять то, о чем говорят другие.

  • Отстаивай свое мнение тактично.

  • Ищи лучшие аргументы.

  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  • Стремись учитывать интересы других.

Давайте проверим, насколько мы толерантны.  Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.

·         Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

·         Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

·         С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

·         Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

·         Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1.  Ты идешь с ними гулять.

2.  Ты устраиваешь истерику.
Дети считают.
– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

- Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

– Какая это сторона?

– Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.

– Из-за чего разгораются конфликты?

Невозможность получить то, что хочется или необходимо;

различные точки зрения на один и тот же вопрос;

наличие третьей стороны.

Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

– Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.

– К каким результатам приводят конфликты?

Как же быть, как разрешить конфликт?

Правила управления конфликтом: (ИКТ)

1.Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.

Проведение инсценировок. Работа в группе.

Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.

Группа 1 – в школьной библиотеке: 

Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

Группа 2 – в классе:

Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

Группа 1– на перемене:

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Группа2– в школьном дворе:

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Вовы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.

         (Дети инсценируют ситуации, объясняя свое решение данного конфликта. По каждой ситуации подводится итог.)

– Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?

– Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.

Продолжите пословицы: (ИКТ)

«Нет друга – ищи, …» а найдешь, береги.

«Без беды друга…» не узнаешь.

«Друг познается…» в беде.

«Недруг поддакивает,…»а друг спорит.

«Не имей сто рублей,…»а имей сто друзей.

«Один в поле …» не воин.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора.  Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Творческая работа “Дерево толеранстности”

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы наш класс  стал  “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев.

Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.

 Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы не только в нашем  классе  всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, но и в мире в целом. Вы наше будущее и многое зависит от того, какой путь вы выберите.

 А что же нужно для того, чтобы наше будущее общество было толерантным?

3. Подведение итогов.

 Заканчиваем наш урок толерантности.

 Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

Что такое толерантность?

Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарища








Ведущая 1:

Я думаю, что всем нам дороги такие понятия, как мир, дружба,

справедливость, равенство. Мы не хотим, чтобы граждане России, разошлись по своим

национальным квартир

ам и стали враждовать друг с другом.

Вместе:

Мы против неофашизма, а вы?

1

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.

Понял я, что это

уважение

К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую

Я, по

-

моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

8.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

9.

Если

каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир

Пусть каждый из вас, пусть каждый класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда

будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля


ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ
Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на плакат.
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну .и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
- И мира тоже.





«С. Пре­ображенскому».


Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.


А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.


У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.


И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.


Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!


Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?


Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная все, не знаем ничего.


Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

Е. Евтушенко