Тема: «Мы выбираем - Толерантность»
Цель:
Формирование толерантного отношения учеников, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
Задачи:
- расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению к друг другу;
- расширить знания учеников о взаимоотношениях детей;
-развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать мнения других, через психологические приемы;
-воспитывать уважительное отношение к друг другу;
-воспитывать чувство толерантности к окружающим людям
Ход занятия.
I. Организационный момент
-Здравствуйте ребята. Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.
Упражнение «Звали, зовут, будут звать…».
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».
- Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
II. Сообщение темы и цели:
- А начнем мы наше занятие с китайской притчи. Название притчи «Ладная семья».
«Ладная семья».
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возродилась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь;
Прощение;
Терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? – Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
- Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение, терпение…) Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы у нас всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Не было ни ссор, ни ругани.
-У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ и своя история. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах, оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, уважительно относился к людям, искал решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. С именем этого человека и связано понятие «толерантность». (слайд3)
III. Основная часть
1. Упражнение «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕЧКА»
Все ученики получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
- Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей.
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Как вы его понимаете?
2. Буквенный анализ понятия «Толерантность».
-Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова:
Т- терпение
О- ответственность
Л- любовь
Е- единство
Р- радость
А- активность
Н- надежность
Т- товарищество
Н- нравственность
О- общение
С- сострадание, сотрудничество, справедливость
Т- терпимость
Ь
-Если посмотреть друг на друга, то мы увидим, что мы различаемся по каким - то признакам.
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
-Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
-Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
-Хорошо или плохо, что мы все разные?
-Как жить в мире, где столько разных людей?
-Значит можно сделать
ВЫВОД: Различия дополняют и обогащают общество, чтобы жить в мире, где столько разных людей.
- Иногда мы невольно обижаем людей, не замечая серьезности наших поступков, а бывает, что сами уделяем чрезмерное внимание мелочам, обижаемся по пустякам. Попробуем разобраться, на что нужно обращать внимание, а что можно считать мелочью жизни.
- Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
- Подумайте, всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей. (ответы детей).
- А всегда ли может сказать комплименты в адрес другого человека, если мы обижены на него, или извиниться, если обидели сами?(ответы детей)
- Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми: радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость. Запишите на листочках. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка. Это то, что помогает вам общаться, понимать и принимать других людей.
V. Рефлексия:
Упражнение « В добрый путь».
Учитель:
- У вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Развесим их на доску под заголовком « В добрый путь».
- В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
- Ребята, кто недавно ссорился с одноклассниками, можете сейчас протянуть руку и помириться?
- Одним словом, «Мы выбираем - Толерантность», вот тогда вы будете толерантной личностью, а наш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.