СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. В. Гоголь "Тарас Бульба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н. В. Гоголь "Тарас Бульба"»

Конспект урока литературы

по изучению повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»

Тема: подвиг и предательство в повести. Судьба Остапа и Андрия.



Цель: проследить судьбы Остапа и Андрия; подвести учащихся к пониманию истоков подвига и предательства, к проблеме нравственного выбора.


Методические приёмы: пересказ текста, беседа по вопросам, составление плана, элементы анализа текста.


Оборудование урока: презентация по творчеству Н.В.Гоголя и иллюстрации к повести.


Ход урока


1. Проверка домашнего задания.


Выразительный пересказ близко к тексту эпизодов повести по вариантам:


( а)приезд сыновей домой; б) «Так вот она, Сечь!)


2. Характеристика героев повести.


1. Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия.


При характеристике обращать внимание на общие черты героев и различия между ними; зачитывать фрагменты текста.



План характеристики:



Первые читательские впечатления от героев-братьев.


Внешний облик, его значение, отражение в характере.


Как проявились характеры братьев в семинарии.


Отношения с родителями, товарищами.


Как проявляют себя братья в Сечи?


Какие качества проявляю братья в бою?


Какие события являются ключевыми в судьбе братьев?


Оправдались ли слова Тараса о своих сыновьях (5глава)? Каковы судьбы Остапа и Андрия?


Каково авторское отношение к каждому из братьев?




Комментарии учителя:



Если в первых строках повести о братьях говорится как о едином целом : «Это были два дюжие молодца…Крепкие, здоровые лица… Они были очень смущены таким приёмом отца…», то уже сцена диалога Остапа с отцом показывает , насколько Остап и Андрий разные. По ходу повествования различия всё более углубляются , и в конце повести судьба каждого из братьев представляется закономерной.


В авторской характеристике Остапа подчёркивается, что уже в бурсе он считался « одним из лучших товарищей», «никогда , ни в каком случае не выдавал своих товарищей». Прямодушию Остапа противопоставляется « изобретательный ум» Андрия, с помощью которого он «умел увёртываться от наказания». Это первый сигнал к тому, что Андрий может совершить предательский поступок.


Если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки», то в Андрие подчёркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитые чувства. Эти свойства его натуры предопределили развитие судьбы Андрия после встречи с « прекрасной полячкой».



В результате путь Остапа – это путь верного воина, товарища; путь Андрия- судьба отказавшегося от товарищества, от родины ради любви.



Ключевые вопросы, вытекающие из сопоставительной характеристики братьев:



- Является ли поступок Андрия изменой?


- Насколько однозначна оценка поведения Андрия как предательство?


Коллективное обсуждение.



Образ Андрия рассмотрим более подробно.



Беседа по вопросам:



- Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно?


( Сказывается любовь его натуры к сильным переживаниям и впечатлениям, его душе тесно в мире казаков).



- Прокомментируйте сцену отхода Анлрия ко сну ( глава5).



( Картину «июльской чудной ночи » мы видим глазами Андрия. Небо « всё было открыто перед ним; чистота и прозрачность стояли в воздухе. Гущина звёзд, составлявшая Млечный Путь… вся была залита в свету. Временами он как будто позабывался. и какой-то лёгкий туман дремоты заслонял на миг перед ним небо, и потом опять очищалось и становилось видно».


Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душа, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы. Но время , в которое он жил, исключало возможность проявления этих свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, долг требовал верности Родине. товарищам).



- Что объединяет Андрия с Сечью?


( Дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры).



- Почему Андрий идёт в осаждённый город? Как этот поступок повлиял на судьбу героя?


(Внём с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь. Андрий сделал свой выбор , который привёл его к предательству.



3. Реализация индивидуального задания: обсуждение сценария «Путь Андрия в осаждённый город».


План пути:


а) подземный ход;


б) церковь;


в) площадь;


г) дом;



- Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе?



( На Андрия производит сильное впечатление « величественный рёв органа»


в католическом храме, он потрясён зрелищем разрушительного воздействия голода. Но более всего потрясает Андрия встреча с полячкой .



4. Обсуждение проблемного вопроса.



- Почему Андрий изменил своей отчизне?



( Андрий любит полячку, он чувствует перед ней « благоговейную боязнь», теряет волю, уже не принадлежит себе, готов погубить себя для неё: « Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна ! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её , пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет её оттуда! И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»



Ради своего чувства Андрий готов пожертвовать Всем, что связывало его с семьёй, верой, миром Запорожской Сечи, родиной. Он изменил отчизне, потому что полюбил. Ничего, кроме любимой для него уже не существовало.


-Каково ваше отношение к поступку Андрия?



Коллективное обсуждение.



Комментарии учителя:



Андрий – предатель. Это понимает он сам, понамает полячка. Сам автор заранее хоронит Андрия: «И погиб козак!», Тарас «проклянёт день и час, в который породил себе на позор такого сына». С точки зрения Тараса, Остапа


и других казаков, Андрий заслуживает смерти.


Многим из нас в душе всё же жаль Андрия. Для него отчизну заменила любовь, очень сильная, которой он был не в силах сопротивляться.


Стремления человека вступили в непримиримый трагический конфликт со стремлениями его товарищей, его земляков, единоверцев. Этот конфликт не мог разрешиться иначе, как смертью героя. Поступок Андрия – измена товарищам, отчизне, но не самому себе, это его выбор.



Выод: Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образ у Остапа.


Сценой казни сына , убитого рукой его собственного отца, автор утверждает мысль о Божьей каре за предательство и измену.