СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Набор кейсов по теме «Шляпочные грибы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однажды домовенок Кузя попал в ресторан, где отведал грибного супа, который ему очень-очень понравился. Такой вкуснятиной домовенок  захотел угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. В пути его мучили вопросы. Кто такие грибы и как они выглядят? Где и как их собирать?

Просмотр содержимого документа
«Набор кейсов по теме «Шляпочные грибы»»

«Шляпочные грибы» 6 класс

Кейс

Однажды домовенок Кузя попал в ресторан, где отведал грибного супа, который ему очень-очень понравился. Такой вкуснятиной домовенок захотел угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. В пути его мучили вопросы. Кто такие грибы и как они выглядят? Где и как их собирать? Ребята, расскажите домовенку о грибах и помогите ему собрать грибы для супа.

Задания:

  1. Грибы это растения или животные?

  2. Как выглядят грибы?

  3. Все ли грибы пригодны для супа?

  4. Как правильно собирать грибы?



«Плесневые грибы и дрожжи» 6 класс

Кейс

Сережа прочитал в газете, что некоторые лекарства можно получать из плесневых грибов. А Миша сказал, что дрожжи – это тоже плесневые грибы. Если это грибы – значит они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, плесневых грибов мальчики не нашли.

Помогите Мише и Сереже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы школьники.



Вопросы кейса:

  1. Какие группы грибов по способу питания вы знаете?

  2. Назовите представителей плесневых грибов.

  3. Какое строение имеют плесневые грибы, их отличия от шляпочных грибов?

  4. Каким способом плесневые грибы размножаются?

  5. Для чего используют плесневые грибы и дрожжи?














«Внешнее строение листьев» 6 класс

Кейс

Новое искусство – резьба по листьям – пришло к нам из Китая. Считается, что его родоначальником был Хуан Тай Шань, чье творчество в 1994 г. попало в Книгу рекордов Гиннеса.



















Шестиклассники Леша и Коля, которые занимаются в художественной школе, решили сделать подарок учителям к 1 сентября. В сборе листьев мальчики попросили помощи у своих одноклассников Вани и Сережи. Просмотрев всю информацию по данной теме в Интернете, прочитав учебник биологии, отличник Сережа сказал, что в лес за листьями идти совсем не обязательно, для сюрприза учителям вполне подойдут листья комнатных растений. Однако Коля настаивал, что необходимые им растения можно найти только в лесу.

Задания:

  1. Какие листья используются художниками для техники резьбы?

  2. Назовите составные части листа, виды листьев.

  3. Что такое жилки? Назовите типы жилкования листовой пластинки.

  4. Приведите названия комнатных растений и растений леса, листья которых предполагали собрать Сережа и Коля с друзьями. Объясните их выбор.




«Фотосинтез. Дыхание» 6 класс

Кейс

Одна богатая дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его.

Задания

  1. Прокомментируйте ситуацию.

  2. Что такое фотосинтез и какие условия необходимы для него?

  3. Можно ли считать фотосинтез гениальным изобретением природы?

  4. Как практически доказать, что процесс фотосинтеза проходил в зеленых листьях растения?

  5. Какой значение имеет дыхание? Что происходит в растении при дыхании?

  6. Сопоставьте процессы фотосинтеза и дыхания и заполните таблицу.

Признаки процесса

Фотосинтез

Дыхание

Где происходит



Какой газ поглощается



Какой газ выделяется



Что происходит с органическими веществами



Нужна ли световая энергия для протекания процесса



Что происходит в энергией




«Семейство лилейные» 6 класс

Кейс

Т олько тогда, когда мы видим распустившийся подснежник, приходит ощущение окончательного наступления весны. В Англии даже существует праздник - День Подснежника, который отмечается 19 апреля и символизирует наступление теплых солнечных дней. Действительно, после того, как увидишь эти цветы, в сердце поселяется весна, и даже временный возврат холодов уже не может испортить радостного настроения.

Древняя легенда говорит, что когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег. Ева замерзла и тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев цветы, Ева повеселела и у нее появилась надежда на лучшее. Поэтому считается, что символ подснежника - надежда.

Прошли те времена, когда мы специально ездили в лес, чтобы собрать и привести домой букет нежных первоцветов, напоминающих бархатистых желтеньких цыплят. Сейчас, пожалуй, человек с букетом лесных подснежников вызовет недоумение, а скорее возмущение таким варварским уничтожением цветов, занесенных в Красную Книгу.

Задания:

  1. К какому семейству относится данное растение?

  2. Назовите основные признаки растений этого семейства?

  3. Какие еще растения этого семейства вы знаете?

  4. Практическое применение растений семейства.





Значение листа в жизни растений.


В ходе урока биологии по теме: «Значение листа в жизни растений» учитель ставит перед учащимися задачу выяснить: Действительно ли столь велика роль листа в жизни растения и нашей планеты в целом?

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены различные материалы, раскрывающие функции листа. Учащиеся должны познакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них, сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Организуется работа в подгруппах (создаётся 4 подгруппы) по поиску решения поставленной проблемы:

Группа школьников, развлекаясь, обрывает листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растению.

Перед вами стоит задача, доказать ребятам, что лист являясь частью растения выполняет жизненно важные функции, без него растение погибнет.

На уроке учащиеся знакомятся с материалами кейса, ведётся работа в группах по поиску решения поставленной проблемы. Учитель отвечает на вопросы, консультирует учащихся, предлагает учащимся обратить внимание на следующие моменты:

  • Каково строение листовой пластинки?

  • Какие функции выполняет лист в растении?

  • Какие процессы протекают в листе?

  • Какова роль растений в природе и жизни человека?

На изучение материалов кейса, обсуждения в группах отводится 25 мин

На следующем этапе организуется обсуждение вариантов ответов, представленных группами. Учащиеся обосновывают свой выбор. Для каждой группы отводится примерно 5 мин. (20 мин.)

Около 5 мин. отводится на обсуждение самих ответов, данных каждой группой (20 мин.). При этом используются следующие критерии оценки работы групп:

  • в выступлении есть логичное, обоснованное, биологически верное объяснение строение листа и функции;

  • в выступлении перечислены все функции листа

  • раскрыта роль растений в природе и жизни человека;

  • учитывается работа в группе взаимоподдержкадруг друга

Выступление всех четырёх подгрупп и обсуждение ответов занимает 40 минут учебного времени.

Итоговая часть занимает 5 минут, посвящена подведению итогов. Итоги подводит учитель.


Содержание кейса:

  • Статья «Лист, его строение»

  • Статья «Строение и функции тканей листа»

  • Схема «Строение листовой пластинки. Процесс фотосинтеза»

  • Схема «Процесса фотосинтеза»

  • Схема «Процесса транспирации и газообмена»

  • Материал учебника «Листопад»


Вопросы для обсуждения по материалам кейса:

  1. Дайте характеристику одному из органов растения – листу.

  2. Какие ткани образуют лист, и какие функции они выполняют?

  3. Какие процессы протекают в листе?

  4. Какого значения листопада в жизни растений?

  5. Проанализировав материалы кейса, сделайте вывод: какова роль листа в жизни растений, и какое значения играют растения в природе и жизни человека?


Материал кейса

«Лист, его строение»


Л ист - это боковой орган ограниченного роста, нарастающий основанием,состоит из двух частей (листовой пластинки и черешка). С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю, но стоит заметить, что не каждое растение имеет черешки. Например, некоторые полевые растения, такие как лён, или комнатные растения, такие как алоэ, имеют листья без черешков. Они прикреплены к стеблю только лишь листовой пластинкой и в отличие от черешковых называются сидячими.

На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок.

Разнообразие листьев. Например, у дерева осины листья имеют всего лишь одну листовую пластинку. Такие листья, как правило, называют простыми. А вот у таких деревьев как рябина либо ясень листья имеют несколько листовых пластинок, которые прикреплены к одному главному черешку. Такие листья называются сложными.

Если взять для сравнения два листочка различных деревьев либо растений, то можно увидеть, листовые пластинки у них разнообразны. Так, например, у осины они округлые, у сирени – сердцевидные, а у пшеницы – длинные и узкие, другими словами их называют линейными листьями.

Основные функции - фотосинтез, газообмен, транспирация. В листьях могут откладываться запасные продукты, в отдельных случаях листья могут служить для вегетативного размножения.

У однолетних растений продолжительность жизни листа примерно равна продолжительности жизни стебля, у многолетних - значительно короче. У большинства растений лист живет не более 1 -1,5 года, но чаще меньше. У вечнозеленых растений лист функционирует 1 - 5 лет, а у некоторых - до 10 - 15 лет (ель, араукария). Исключение составляет растение африканских пустынь - вельвичия, у которой лист - постоянный орган и живет 90 - 100 лет.


«Строение и функции тканей листа»


Функции тканей листа

Эпидермис состоит из живых клеток различной формы, не способных к ассимиляции углекислого газа (кроме клеток устьиц), имеет особенности в строении клеточных стенок (наличие кутикулы). Защищает лист от неблагоприятных факторов внешней среды, регулирует поток света (способствуют различные структурные компоненты эпидермиса - восковой налет, волоски, выросты), за счет расположенных в эпидермисе  устьиц  обеспечивается  поглощение углекислого газа и выделение кислорода .

Мякоть листа состоит из клеток двух типов клеток, которые образуют столбчатую и губчатую ткань.

Столбчатая ткань находится под эпидермисом, обращена к свету, содержит большую часть хлоропластов листа, выполняет основную работу в процессе поглощения света и выделении углекислого газа.

Губчатая ткань состоит из межклеточного веществазаполненного воздухом.

Проводящие пучки состоят из ксилемы, флоэмы и механической ткани образуют сложную разветвленную систему в листе.

Ксилема состоит из мертвых вытянутых клеток с утолщенными клеточными стенками.Главными клетками являются элементы сосудов. Ксилема обеспечивает приток воды и минеральных солей, за счет боковых стенок она выполняет также опорную и механическую функции.

Флоэма состоит из ситовидных трубок.

Флоэма обеспечивает отток продуктов фотосинтеза (органические вещества) из листа в другие органы растений.

Механическая ткань (представлена в видев больших жилках )


Схема «Процесса фотосинтеза»

Фотосинтез - (от греч. «фото» - свет и «synthesis» - соединение), образование клетками высших растений, водорослей и некоторыми бактериями органических веществ и выделение кислорода при участии энергии света.


Схема «Процесса транспирации и газообмена»


Транспирация




Газообмен

У растений нет таких сложных органов дыхания, как у животных и человека. Однако они тоже дышат. Этот процесс называется газообменом. Он происходит через специальные щели на листьях и стеблях - устьица, а также через трещины в коре деревьев. Попадая внутрь, кислород проходит по межклетникам, потом растворяется в воде, пропитывающей клеточные стенки, и проникает в клетки. Исключение составляют некоторые виды водных растений (например, кувшинки и кубышки): они имеют воздушные полости в своих подводных частях. Потребность в кислороде у растений меньше, чем у животных и человека, но и они могут испытывать его нехватку. Особенно часто это случается с крупными экземплярами.


«Листопад в жизни растений»


Учебник Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010. стр 71