СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начальные классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Начальные классы»

Дата: 03.09.15

Предмет: Русский язык

Тема: Рабочая строка. Верхняя и нижняя

Задачи: познакомить с прописями; показать рабочую строку - верхнюю и нижнюю; учить выполнять гигиенические правила при письме; вырабатывать навыки и умения ориентироваться в пространстве; развивать речевые умения и логическое мышление.

Формируемые УУД: умение пользоваться прописями, называть основу предложения, выполнять последовательно задания учителя, слушать и слышать других, различать формы устного ответа (ответ полный и краткий); контролировать себя.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки:

Тридцать три родных сестрички –

Писаных красавицы –

На одной живут страничке,

А повсюду славятся.

(Буквы.)

В белом поле синие

Протянулись линии;

А по ним друзья идут,

Друг друга за руки ведут.

(Буквы в тетради.)

– Начинаем первый урок письма. На этих уроках мы будем учиться писать буквы в тетради.

Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно сидеть за столом, как правильно положить тетрадь, как правильно держать ручку.

III. Знакомство с предметом «Письмо» и тетрадью по письму.

Учитель рассказывает о необходимости умения писать.

– Рассмотрите обложку «Тетради по письму». Кто здесь нарисован?

– Что делают Миша и Маша?

– Какие игрушки здесь нарисованы?

– Чьи это игрушки?

– Составьте предложения о Мише и Маше.

IV. Знакомство с гигиеническими правилами письма.

1. Как правильно сидеть за столом.

Учитель демонстрирует таблицу «Сиди прямо».

– Рассмотрите верхние рисунки тетради (с. 2).

– Как сидит мальчик на рисунке слева?

– Как сидит мальчик на рисунке справа?

– Кто сидит правильно?

– Как правильно сидеть за столом?

– Ребенок должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

– Сядьте правильно. Проверьте свою осанку.

2. Как правильно расположить тетрадь.

– Отгадайте загадку:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь.)

– Рассмотрите рисунки в тетради. На каком рисунке девочка правильно положила тетрадь? (На рисунке справа.)

– Положите тетрадь правильно.

Наклонное положение тетради обеспечивает наклонное письмо, хотя движение пера при письме не наклонно, а отвесно направлено под прямым углом к плоскости груди. Таким образом, наклон при письме получается как бы сам собой. Он определен наклонным положением тетради. Наиболее правильным положением тетради следует считать такое, когда то, что мы пишем, находится против середины груди.

Подготовка руки к письму «Пальчиковая гимнастика».

Знакомство с пальчиками

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку –

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

(Пальцы.)

– Да, это пальцы. А как вы догадались? Почему пальцы родными братьями называют?

Дети показывают пальцы левой и правой рук и убеждаются, что у всех пальцев каждой из рук «мама» одна – кисть.

– О каких теплушках идет речь в нашей загадке: «А зимою всей гурьбою дружно прячутся в теплушки?» (Варежки или перчатки.) Чем перчатки на варежки не похожи?

– Любите ли вы играть в пальчики? Покажите пальчики правой (левой) руки. Попросите братьев правой и левой рук поздороваться (прикосновение подушечек пальцев обеих рук).

– А кто из вас знает, как этот (показывает большой) палец называется? Как вы думаете, почему он называется большим?

А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него. Возьмите со стола карандаш.

дети делают попытку взять карандаш.

Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде. Видите, как трудно работать братьям без большого пальца! Без него трудно писать, рисовать, играть… Люди так называли этот пальчик потому, что он главный – большой!

3. Как правильно держать ручку.

– Отгадайте загадки:

 Грамоты не знаю,

А весь век пишу.

(Карандаш.)

 Стальной конек

По белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет.

(Ручка.)

 Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел.)

– Что объединяет карандаш, ручку и мел? (Этими предметами можно писать буквы.)

– Чем мы будем писать буквы в тетради? (Ручкой.)

Знакомство с шариковой ручкой.

(Учитель объясняет, что шариковая ручка – современная, наиболее удобная для письма. Ученики пробуют правильно взять ручку. Ставят локоть на парту и в поднятой руке держат ручку. Учитель объясняет, что ручку держат три пальца: большой, указательный и средний. После этого дети несколько раз упражняются: положат ручку в желобок на парте, возьмут тремя пальцами и несколько раз приподнимут указательный палец)

V. Графические упражнения.

Учащиеся обводят фигуры по точкам в тетради.

VI. Итог урока.

- Дети, что вы сегодня полезного для себя освоили?

-Что вам понравилось больше всего, а что нет?

- На следующем уроке постарайтесь быть еще лучше