Просмотр содержимого документа
«Наиболее частотные грамматические ошибки обучающихся»
ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО! Типология наиболее частотных грамматических ошибок обучающихся
Учитель русского языка и литературы Ли Лилия Эрнестовна
Типология ошибок
Ошибки в устной и письменной речи
Ошибки в устной речи
Ошибки в письменной речи
Пунктуаци-онные
Стилисти-
ческие
Лексические
Акценто-логические
Орфоэпические
Орфографи-
ческие
Грамматические
Грамматические
ошибки
Морфологи-ческие
Словообра-зовательные
Синтакси-ческие
Чей туфля́?
НЕЛЬЗЯ:
ПРАВИЛЬНО:
Тапочек
Туфель
Кроссовок
Тапочка
Ту́фля
Кроссовка
Скоро моё день рождение!
ПРАВИЛЬНО:
Мой день рождения
«Деньрождение» – это название праздника?
День – существительное мужского рода, которое выступает в предложении в роли подлежащего;
рождение – существительное
среднего рода, которое выполняет роль дополнения.
Как же правильно: ложить или покласть ?
НЕЛЬЗЯ:
ПРАВИЛЬНО:
Ложить
Покласть
Класть
Положить
Мы так с него смеялись!
ПРАВИЛЬНО:
Смеялись над ним
НЕЛЬЗЯ:
Смеялись с него
В предложении неправильно употреблена предложно-падежная форма местоимения – с него .
Ихний или не ихний?
ПРАВИЛЬНО:
Их
НЕЛЬЗЯ :
Ихний
Ихний – просторечная форма притяжательного местоимения их .
Я обожаю укра́инский борщ!
НЕЛЬЗЯ:
ПРАВИЛЬНО:
Укра́инский
Кухо́нный
Губча́тое
Украи́нский (Украи́на)
Ку́хонный (ку́хня)
Гу́бчатый (гу́бка )
Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, -ск-,
-овск-, -чат-, обычно имеют ударение на том же слоге, что и существительные.
Я красиве́е всех!
НЕЛЬЗЯ:
ПРАВИЛЬНО:
Красиве́е
Красиве́йший
Краси́вее
Краси́вейший
Если ударение в краткой форме прилагательного падает на основу, то ударение на том же слоге сохраняется и в формах сравнительной и превосходной степеней.
Зво́нит или звони́т?
НЕЛЬЗЯ:
ПРАВИЛЬНО:
Зво́нит
Звони́т
Этот глагол входит в группу глаголов на -ить с неподвижным ударением, то есть относится к глаголам, в которых ударение во всех личных формах падает на окончание: звоню́, звони́шь, звони́т, звони́м, звони́те, звоня́т.
Когда я прихожу со школы, то сразу иду гулять с собакой.
ПРАВИЛЬНО:
Когда я прихожу из школы, то сразу иду гулять с собакой.
В данном предложении следует употребить предлог из , называющий действие и предмет, изнутри которого исходит действие.
Петя, он всегда опаздывал в школу, а я – не всегда!
ПРАВИЛЬНО:
Петя всегда опаздывал в школу.
Он всегда опаздывал в школу.
В данном предложении наблюдается употребление двойного подлежащего – ошибка, довольно распространённая в просторечии.
Главная роль в формировании речевой культуры учащегося отводится учителю!
Спасибо
за внимание