Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Рефератная работа на тему:
Направленность видов спорта на развитие физических качеств
Выполнил студент:
Елисеев Евгений Владиславович
Проверил преподаватель:
Матухно Елена Викторовна
Содержание:
Введение
1.1 Основные физические качества. Способы их развития
1.2 Сила
1.3 Выносливость
1.4 Быстрота
1.5 Ловкость
1.6 Координация
1.7 Гибкость
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Развитие физических качеств является неотъемлемой частью жизненного пути каждой личности. Поддержание здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, закаливание тела и сбалансированное питание способствуют значительному продлению срока нашего существования. В горах, с раннего детства, люди начинают испытывать физическую активность без вредного влияния привычек, и вследствие этого, средняя продолжительность их жизни выше, чем у городских жителей. Умело заботясь о своем здоровье, человек обеспечивает себе не только долгую, но и активную жизнь. К сожалению, многие люди не придерживаются простейших, научно обоснованных норм правильного образа жизни. Главный враг современного жителя города - гиподинамия! Человек, лишенный природной возможности к активности, подвергается множеству заболеваний. Поэтому развитие физических качеств становится главной задачей нашей современности.
Развитие физических качеств невозможно без укрепления иммунной системы. Несомненно, систематическое закаливание организма является важной профилактикой простудных заболеваний. Особую роль в этом процессе играют водные процедуры. Они способствуют укреплению нервной системы, благотворно воздействуют на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление и улучшая обмен веществ. Летом, желательно проводить водные процедуры на свежем воздухе после утренней зарядки. Также полезно как можно больше времени проводить на природе, загорая и купаясь. Физически здоровым и закаленным людям разрешается осуществлять водные процедуры на свежем воздухе даже зимой, при условии соблюдения определенных мер предосторожности
Для избежания проблем с пищеварением, необходимо строго придерживаться режима дня и не злоупотреблять острыми, копчеными и жареными продуктами. Особенно важно избегать переедания перед сном, так как это негативно сказывается на сон и накладывает дополнительную нагрузку на сердце. Вместо отдыха, наш организм получает дополнительное бремя, что приводит к нарушению сна и негативному самочувствию по утрам.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие физических качеств значительно повышает устойчивость организма к физическим нагрузкам, а также способствует уменьшению риска получения травм и более глубокому физиологическому воздействию на наши мышцы.
1.1 Основные физические качества. Способы их развития
Физические качества человека - это социально-обусловленные совокупности биологических и психических свойств, которые выражают его физическую готовность к активной и целесообразной двигательной деятельности. Основные физические качества включают силу, выносливость, ловкость, гибкость и так далее.
Физические качества отличаются от других качеств личности тем, что они проявляются только при решении двигательных задач и через двигательные действия. Каждый индивид выполняет двигательные действия по-разному. Некоторые люди выполняют их с более высоким темпом, в то время как другие отличаются более высокой точностью воспроизведения параметров движения.
Когда рассматриваем динамику изменений в показателях физических качеств, используются термины "развитие" и "воспитание". Термин "развитие" описывает естественные изменения физического качества, а термин "воспитание" предполагает активное и целенаправленное воздействие на рост показателей физического качества.
Физические способности - это относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых определяет эффективность выполнения двигательных действий. Развитие физических способностей происходит под влиянием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации. Поэтому под процессом развития физических способностей понимают объединение наследственных и педагогически направленных изменений функциональных возможностей органов и структур организма.
Отдельная физическая способность не может полностью выразить соответствующее физическое качество. Только совокупность постоянно проявляющихся физических способностей определяет то или иное физическое качество. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а их формой проявления являются двигательные умения и навыки. К физическим способностям относятся силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, а также общая и специфическая выносливость.
Сила
Сила - это способность человека совершать действия, прикладывая определенное мышечное усилие. Она тесно связана с выносливостью и быстротой. Когда говорят о мышечной силе человека, обычно имеют в виду максимальную произвольную силу. Задача центральной нервной системы, управляющей мышцами, когда требуется проявить силу, очень сложна. Максимальная произвольная сила всегда ниже максимальной силы мышц, которая зависит от их числа и толщины. Разница между этими значениями называется силовым дефицитом. Чем совершеннее центральное управление мышцами, тем меньше силовой дефицит.
Расположение тела в пространстве влияет на величину силы действия благодаря различному растяжению мышц при разных позах. Чем больше растянута мышца, тем больше проявляемая сила. Кроме того, проявление силы зависит от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая сила проявляется при натуживании, а наименьшая - при вдохе. Бывает абсолютная и относительная сила действия. Абсолютная сила определяется максимальными мышечными напряжениями без учета массы тела, а относительная - отношением величины абсолютной силы к массе тела.
Силовые способности определяются мышечными напряжениями и представляют различные формы изменения активного состояния мышц. Мышечное напряжение проявляется в динамическом и статическом режимах сокращения мышц. Динамический режим характеризуется изменением длины мышц и связан с скоростно-силовыми способностями (например, прыжки). Статический режим подразумевает постоянную длину мышц при напряжении и связан с силовыми способностями (например, удержание веса на вытянутых руках).
Силовые способности проявляются в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела в пространстве и сохранение позы при воздействии внешних сил на человека. Их проявление зависит от количества мышц, вовлеченных в работу, и особенностей их сократительных свойств. Для развития силовых способностей используются упражнения с максимальными усилиями и с непредельными отягощениями. Упражнения с максимальными усилиями выполняются с предельными или околопредельными отягощениями, что позволяет достичь максимальной мобилизации нервно-мышечного аппарата и наибольшего прироста силы. Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением максимального числа повторений при относительно небольших отягощениях, что позволяет повысить объем работы и приводит к росту мышечной массы.
Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Для их развития используют упражнения с преодолением веса собственного тела или внешних отягощений. Распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются повторное выполнение упражнений и круговая тренировка. Первый метод позволяет избирательно развивать определенные группы мышц, а второй - обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Круговая тренировка включает в работу новые мышечные группы, повышая объем нагрузки и обеспечивая значительное улучшение функциональных возможностей организма.
1.3Выносливость
Выносливость является способностью человека продолжительное время выполнять работу без снижения ее интенсивности или способностью организма выдерживать длительное время без утомления.
На практике можно выделить два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость – это совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность выполнять любую физическую работу продолжительное время с высокой эффективностью. Специальная выносливость, в свою очередь, означает способность организма выполнить специфическую физическую работу в условиях строгой дисциплины (например, бег или плавание) или в течение ограниченного времени (например, футбол, баскетбол или хоккей).
Качество выносливости проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы без признаков утомления при данном уровне нагрузки и в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Выносливость может быть различной, в зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений. Выделяют следующие виды выносливости: силовая, скоростная, скоростно-силовая, координационная и выносливость к статическим усилиям.
1.4 Быстрота
Быстрота – это способность человека выполнять двигательные действия за минимально возможное время в конкретных условиях. Она является фундаментальным элементом успеха в большинстве спортивных игр. Существует несколько основных компонентов, которые определяют быстроту.
Первый компонент – подвижность нервных процессов. Продолжительность процесса восприятия является основой для быстрой реакции. Второй компонент – напряжение воли. Достижение максимальной скорости в определенной степени зависит от сознательного усилия. Третий компонент – координационные центрально-нервные факторы, которые влияют на частоту движений.
Высокая скорость зависит от развитости подвижности нервных процессов, воли и координационных центрально-нервных факторов. Обычно выделяют три формы проявления быстроты: первая – латентное время двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на раздражитель); вторая – скорость отдельного движения; и третья – частота движений.
В первой форме проявления быстроты рассматривается время, затраченное на начало действия в ответ на известное раздражение, например звуковой сигнал старта. Латентным временем двигательной реакции будет время, потраченное на восприятие звукового сигнала, обработку информации и передачу импульса для начала движения.
Скорость отдельного движения отражает психическую организацию каждого отдельного действия. Например, ходьба состоит из множества повторяющихся движений (шагов), а скорость одного шага – это скорость отдельного движения. Соответственно, скорость шагов определяет частоту движений.
Для развития быстроты используются различные методы, направленные на решение различных задач. Одним из эффективных методов является многократное повторение скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью. Также применяется игровой метод, который способствует комплексному развитию скоростных качеств.
В целом, развитие быстроты требует выполнения многообразных двигательных задач с минимальным временем выполнения действий. Она играет важную роль в достижении успеха в спорте.
Для развития выносливости применяются различные методы. Равномерный непрерывный метод позволяет развивать аэробные способности организма и включает в себя упражнения циклического характера, такие как бег или ходьба, которые выполняются с постоянной скоростью низкой или средней интенсивности. Переменный непрерывный метод предполагает непрерывное движение с изменением скорости на разных участках. Интервальный метод включает повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности с четко определенным временем отдыха, при этом сам отдых обычно сводится к ходьбе.
1.5 Ловкость
Ловкость имеет несколько аспектов, которые являются ключевыми. Во-первых, это способность овладевать сложными движениями, которые требуют координации. Во-вторых, она включает в себя развитие спортивных навыков и улучшение их. В-третьих, она предполагает быструю и рациональную адаптацию к изменяющейся ситуации.
Центральным объектом ловкости являются движения и действия, осуществляемые с прецизией пространственных, временных и силовых параметров. Ловкость занимает особое положение среди других физических качеств с точки зрения психологии и проявляется только в комплексе с ними. Например, человек может иметь высокую степень ловкости в гимнастике, но недостаточную для спортивных игр.
Ловкость играет важную роль в развитии и улучшении спортивной техники, поэтому она имеет первостепенное значение в видах спорта, где требуется высокая координация движений. Она также играет важную роль в спортивных играх, где требуется способность адаптироваться к быстро изменяющимся ситуациям. Быстрые реакции и восстановление равновесия также требуют ловкости.
Ловкость является результатом комплексного взаимодействия физических качеств человека. Она развивается благодаря физическим способностям и запасу движений. Каждое новое движение опирается на уже сформированные координационные сочетания, что помогает развить новый навык. Также важную роль играет обработка текущей информации, которая зависит от функциональных возможностей центральной нервной системы.
Для развития ловкости обычно используют повторные и игровые методы. Акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры являются самыми распространенными способами развития ловкости.
1.6 Координация
Координационные способности связаны с умением управлять движениями в пространстве и времени. Они включают в себя несколько аспектов. Во-первых, пространственная ориентировка, которая предполагает сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий и способность перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.
Во-вторых, важна точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам. Например, точность пространственных перемещений в различных суставах постепенно увеличивается при выполнении упражнений на воспроизведение поз, параметры которых заранее заданы. Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия в зависимости от задания или необходимости, связанных с условиями выполнения упражнения.
Наконец, сохранение устойчивости тела (равновесия) является неотъемлемой частью любого двигательного действия. Существуют два вида равновесия: статическое и динамическое. Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека, таких как стойка на лопатках в гимнастике. Динамическое равновесие сохраняется при направленности перемещений человека в условиях непрерывно меняющихся поз, например, при передвижении на лыжах.
Для совершенствования динамического равновесия часто используются упражнения циклического характера, например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры. Вестибулярная устойчивость характеризуется способностью сохранять позу или направление движений после раздражения вестибулярного аппарата, например, после вращения. Для развития этого навыка могут использоваться упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения, например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков.
Навыки в статическом равновесии формируются путем постепенного усложнения координационного аспекта двигательного действия. В то же время, навыки в динамическом равновесии развиваются постепенным изменением условий выполнения упражнений.
1.7 Гибкость
Гибкость - это физическая способность человека выполнять движения с необходимым объемом движений. Она определяется подвижностью суставов и состоянием мышечной системы. Развитая гибкость позволяет лучше координировать движения, расширять пространственные возможности тела и его частей.
В гибкости выделяют пассивную и активную. Пассивная гибкость определяется амплитудой движений, которые человек может совершать под действием внешних сил. Активная гибкость заключается в амплитуде движений, которые можно осуществить за счет напряжения мышц, отвечающих за суставы. Пассивная гибкость всегда больше, чем активная. Активная гибкость уменьшается под влиянием утомления, а пассивная, наоборот, увеличивается. Уровень развития гибкости оценивается по амплитуде движений. Существует общая гибкость, характеризующаяся максимальной амплитудой движений в крупных суставах опорно-двигательной системы, и специальная гибкость, соответствующая амплитуде движений, необходимой для выполнения конкретных двигательных действий.
Растяжимость связок, сухожилий и сила мышц, проходящих вокруг сустава, определяют амплитуду движений. Эластичность связок можно увеличить с помощью регулярных упражнений. Однако гибкость в основном ограничена эластичностью мышц. При выполнении различных упражнений мышцы сокращаются, растягивая своих антагонистов. Для достижения максимальной амплитуды движения в суставах необходима способность антагонистов достаточно растягиваться. Однако стоит помнить, что существует предел их способности возвращаться в исходное положение, так что тренировку гибкости следует сочетать с силовыми упражнениями.
Реальная гибкость зависит от способности человека комбинировать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, осуществляющих движение. Один из методов развития гибкости - метод многократного растягивания, основанный на способности мышц растягиваться больше при многократных повторениях. Средства для развития гибкости включают повторные пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые с партнером и т.д.
Заключение
Физическая культура и спорт являются неотъемлемыми компонентами здоровья, физического развития и профилактики заболеваний. В прошлом значительное физическое напряжение было неотъемлемой частью жизни каждого человека, поддерживая их здоровье на высоком уровне. Однако в последние годы с развитием технологий и механизации производства, физический труд значительно сократился. Большое количество людей живет в городах, а не в сельской местности. Недостаток физической активности негативно сказывается на здоровье, особенно на сердечно-сосудистую систему. Цели, содержание, средства и формы физической культуры следует учитывать в контексте внешней среды, образа жизни, питания, возраста и пола. Физическая культура и спорт — неотъемлемые аспекты человеческой жизни, играющие важную роль в формировании здорового образа жизни как отдельного индивида, так и всего общества. Регулярные занятия физкультурой и спортом с учетом возрастных и физических особенностей приносят пользу, особенно если придерживаться основных принципов: постепенного нарастания нагрузок, систематичности и умелого регулирования интенсивности физической активности.
Список использованной литературы
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.