Просмотр содержимого документа
«Народный фольклор, как средство сохранения здоровья и развития речи дошкольников»
План работы по самообразованию на 2020-2021год.
Тема: «Народный фольклор, как средство сохранения здоровья и развития речи дошкольников»
Воспитатель:
Алимова М.А.
Актуальность
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.
Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия и для развития речи.
А с приходом в нашу жизнь компьютеров, телефонов, не только родители перестали общаться со своими детьми, сами дети между собой все меньше общаются. Они мало играют друг с другом, ходят на улицу. Практически полностью отсутствует двигательная активность. От того на сколько ребенок активен, зависит состояние его здоровья и качество речи.
Народный фольклор – хорошее средство для укрепления и сохранения здоровья дошкольников и развития речи.
Цель: Способствовать сохранению здоровья и развитию речи дошкольников через народный фольклор.
Задачи: - изучить методическую литературу по данной теме;
- способствовать пополнению словарного запаса и развитию связной речи дошкольников через различные жанры народного фольклора (сказки, былины, поговорки, скороговорки, пословицы, загадки и т.д.);
- развивать двигательную активность и способствовать сохранению здоровья дошкольников через подвижные народные игры и хороводы.
План работы
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Изучение методич. лит-ры и интернет-ресурсов | Сентябрь - май | - Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор — М., 1957. - Мельников М. Н. Русский детский фольклор: — М.: Просвещение, 1987. - Электронные ресурсы: «maam.ru› Детский сад…-vospitanie-v-uslovijah. - Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – Спб.: Детство-пресс, 1998 г. Гаврилова И.Г., Истоки русской народной культуры в детском саду / И.Г. Гаврилова. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕС», 2010. - 160 с. |
Работа с детьми | Сентябрь – май | - Чтение и разучивание стихов, потешек, скороговорок. - Использование в непосредственной образовательной деятельности. |
Октябрь | «Расскажи сказку»: Чтение с детьми в свободное время, перед сном, после ужина. Театрализованная деятельность детей. |
Ноябрь | Подбор и показ подвижных игр: «Холоп! Холоп! Убегай!», «Кумушки», «Гуси» и т.д. |
Декабрь | Обрядовые, традиционные песни (Маленькой елочке…, Новый год, В лесу родилась елочка) |
Январь | «Колядки»: познакомить детей с народными традициями русского народа. |
Февраль | Басни. Чтение, пересказ наизусть. |
Март | Подбор и проведение хороводных русских народных игр. |
Апрель | «Сундучок загадок»: познакомить с русскими народными загадками. |
Май | Подведение итогов. |
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация для родителей: «Роль фольклора в развитии детей» |
Ноябрь | Выставка рисунков «Любимая сказка». |
| Январь | Консультация «Коляда! Коляда! Что рассказать детям о празднике» |
Апрель | Интернет консультация «Учите детей отгадывать загадки». |
Май | Подведение итогов. |
Работа с пед. коллективом | Сентябрь | Сообщение на педсовете ДОУ на тему «Народный фольклор, как средство сохранения здоровья и развития речи дошкольников». |
Май | Отчет по теме самообразования. |
Работая над темой самообразования, сделала вывод:
Фольклор играет важную роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Он дает ребенку стимул к развитию.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, заучивание стихов, чтение сказок способствовало развитию памяти, воображения, пополнению словарного запаса. Дети научились четко и выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.
Ежедневное проговаривание в ходе непосредственной образовательной деятельности скороговорок, улучшило качество произношения звуков. Речь стала более чистой. Отгадывание и придумывание загадок повлияло на разносторонность развития речи детей, на ее образность.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры — своего рода школа ребенка. Проведение с детьми хороводных игр, подвижных народных игр способствовало развитию ловкости, быстроты, силы, меткости. Дети стали активными, более выносливыми, меньше болеют.
Таким образом народный фольклор - это один из способов сохранения здоровья и развития речи дошкольников.