Просмотр содержимого документа
«Народные игры как стимуляция речевого развития»
Народные игры как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста
В современном мире наиболее актуальной является проблема развития речи дошкольников.
Родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Все больше детей имеют диагнозы ЗРР (задержка речевого развития) и ОНР (общее недоразвитие речи).
А ведь известно, что:
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. В этом возрасте создаются первоначальные умения и навыки, имеющие большое значение для успешного последующего развития ребенка и определяющие языковую культуру человека.
Речь, как одно из наиболее сложных проявлений в раннем возрасте, генерализует достижения в более простых психических проявлениях и поэтому весьма показательна для психического развития ребенка в первые годы его жизни.
Всем специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста известно, что лучше предупредить проблему, чем ее исправлять. А значит развивать речь детей надо начинать уже с раннего возраста.
Современной наукой давно доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь, поэтому в раннем возрасте средством активной стимуляции развития речи ребенка могут служить народные игры.
Народные игры являлись и являются традиционным средством педагогики, так как именно в них гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют развитию активной и пассивной речи, что является важным показателем психического развития детей.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Подвижные игры (игры-хороводы, игры-забавы):
«Солнышко и дождик»,
«Пузырь»,
«Зайка»,
«У медведя во бору»,
«Мыши и кот»,
«Гуси-лебеди»,
«Пчелки и ласточка»,
«Наседка и цыплята»,
«По ровненькой дорожке».
Пальчиковые игры:
«Ладушки, ладушки»,
«Гули, гули»,
«Идет коза рогатая»,
«Сорока-сорока»,
«Улитка, улитка»,
«Петушок, петушок».
Основная цель планомерного и систематичного введения народных игр - стимулирование речевого развития детей
Были поставлены следующие задачи:
Обогащать словарный запас;
Формировать грамматический строй речи;
Учить выполнять речевые инструкции взрослого;
Развивать координацию движений;
Развивать мелкую моторику рук;
Гармонизировать движения тела, мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.
Развивать память, внимание, мышление.
План введения народных игр (игры-хороводы, игры-забавы, пальчиковые игры) был рассчитан на 3,5 месяца.
При составлении данного плана учитывались:
Выводы:
1. Систематичное введение народных игр в работу с детьми раннего возраста существенным образом повышает уровень развития их активной речи, способствует стабилизации эмоционального состояния.
2. Данный набор народных игр и план их введения является эффективным и соответствует поставленным задачам.
3. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют развитию активной и пассивной речи, что является важным показателем психического развития детей.