Что делать, чтобы дети не только знали о правоохранительных органах, но и умели отличать их друг от друга? Почему щит и меч символы правосудия? Нарукавные нашивки (эмблемы) прекрасный инструмент, чтобы решить эту задачу, чтобы отличить одного полицейского от другого (ГИБДД от участкового), сотрудника ФСБ от прокуратуры или таможни.
Просмотр содержимого документа
«Нарукавные нашивки силовых ведомств как дидактический материал на уроках обществознания»
Нарукавные нашивки силовых ведомств как дидактический материал
на уроках обществознания.
Ковальчук Сергей Михайлович,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ 165 имени В.А. Бердышева
Новосибирск
Сигнуманистика - коллекционирование нарукавных знаков различия армии и силовых ведомств, это моё увлечение. С другой стороны, это вспомогательная историческая дисциплина, которая позволяет рассматривать прошлое и настоящее через символику на знаках различия. Этой тематике я уже посвятил свой выпускной диплом («Знаки различия Красной и Белой армий в Гражданскую войну в России в период 1918 — 1922 гг»), а также статью « Нарукавные знаки различия армии и флота как исторические источники». Одной из крупных работ в данной области считается работа А.В. Степанова «Нарукавные знаки РККА. 1918-1924», а также публикации в журнале «Цейхгауз» или «Старый цейхгаузъ» с 1991 по 2018 год.
В ходе изучения темы «Кто стоит на страже закона», в курсе Обществознания в 7 классе [Боголюбов, 2013. С.55-64], я столкнулся с тем, что школьники вообще слабо представляют себе силовые службы как по функциям, так и по внешним признакам (по форме, по символике). Правда было одно исключение — это полиция, но разница, например, между ГИБДД и Вневедомственной охраной не понималась. Да и позитивное отношение к данной структуре напрочь отсутствовало (кстати, это одна из задач урока — сформировать положительное отношение к правоохранительным органам, а другая научить разбираться во внешних различиях служб и по их функциям).
В таком случае я решил применить следующие шаги. На перемене я попросил класс выбрать со стола несколько нарукавных нашивок, которые им понравились (предварительно мной разложенных). Потом всё, кстати, напоминало басню про мартышку и очки — каждый лепил их куда угодно, только не на рукав! Со звонком на урок уже мной было им предложено, традиционно, записать эпиграфом к уроку слова из песни из кинофильма «Петровка, 38»: «Наша служба и опасна и трудна». Как правило я даю на выбор несколько фраз, из которых дети выбирают наиболее им понравившиеся. Далее происходит мозговой штурм — ученики называют те службы, которые они как считают знают и на их взгляд относятся к правоохранительным. Дополнительно дети поднимают, словно карточки, нашивки, предполагая, какие из них относятся к специальным службам. Сразу же делается рефлексия — что верно, что нет.
На следующей фазе урока происходит объединение в группы по службам на основе нашивок, например, полиция, прокуратура, органы юстиции и так далее. После каждая группа получает задание описывать спецслужбу по плану:
название,
символика (в том числе и форма одежды с нарукавными атрибутами),
руководство службы в РФ, Новосибирской области, г. Новосибирске, Советском районе,
цели и задачи службы (функционал).
В распоряжении учеников есть доступ к интернету и специальной литературе (например, учебному пособию В.И. Зуева «Правоохранительные органы»).
Работу можно было представить как в форме презентации, так и на плакате (тема рассчитана на 2 урока). Наглядный принцип позволил видеть и запомнить кто есть кто, и разобраться в функциях на основе определенных символов. Кстати разговор о значении символов начинается с трактования атрибутов Фемиды [Боголюбов, 2013. С.61]: меч, весы, завязанные глаза. Впрочем тут же полезно найти эти символы на нашивках.
В конце рассмотрения темы полезно снова перемешать все нашивки и попросить выбрать те, которые относятся к правоохранительным, с одним условием — это не должна быть та служба, которую ученик представлял другим группам. При ограниченном ресурсе времени стоит раздать нарукавные эмблемы самостоятельно.
Я очень часто использую свои нашивки, чтобы привлечь внимание детей — это новое и необычное в их школьной практике. В приложении к статье я привожу пример используемых нашивок. Да и очень хочу верить, что некоторые из них со временем будут служителями закона.
Библиография:
Журнал «Цейхгауз», «Старый цейхгауз». 1991 — 2018.
Зуев В.И. Правоохранительные органы : учебно-методическое пособие / В.И. Зуев. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2016.
Ковальчук С.М. Нарукавные знаки армии и флота как исторические источники //
Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой ; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2013.
Степанов В.А. Нарукавные знаки РККА. 1918-1924 / Алексей Степанов. - М. : Фонд «Русские витязи», 2011.
Художественный фильм «Петровка, 38». Режиссер Борис Григорьев. СССР, 1980.
Приложение 1

Богиня Фемида

МВД

Подразделения МВД

Нашивки Министерства Юстиции


Нашивки ФСБ


Прокуратура России и Военная прокуратура


Следственный комитет


Суд и Служба судебных приставов


Таможня и Госнаркоконтроль (ФСКН)