Тема: Наследственная информация, её носители.. Генетическая символика.
________________________________
_______________________________
_______________________________
________________________________
______________________________
Цели урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
предметные: изучить основные исторические моменты в истории генетики как науки, показать многообразие методов, используемых генетикой; изучить основные понятия генетики; формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символов для объяснения закономерностей наследования признаков;
Наука о наследственности и изменчивости называется … генетика.
Совокупность внешних и внутренних признаков организма…фенотип.
Совокупность всех генов, переданных от родителей потомству… генотип.
Свойство организма передавать признаки от родителей потомству…наследственность.
Свойство организмов приобретать новые признаки в процессе жизни…изменчивость.
Метод скрещивания организмов, отличающихся по одной или нескольким парам признаков…гибридологический.
Наследственность реализуется в процессе передачи генетической информации от одного поколения к другому, происходит процесс передачи хромосом (ДНК).
Участок хромосомы называется ген, в нем зашифрована информация о признаке( цвет волос, глаз и т.д)
Различают доминантные и рецессивные признаки.
Гомологичные хромосомы и аллельные гены.
Рассмотреть и разобрать рис. 1.8
Ответить на вопросы 1, 2 стр 23.
Пары хромосом называют гомологичными хромосомами. Аллели могут быть гомозиготными или гетерозиготными, т.е находиться в одинаковом или различном состоянии. Аллельный признак всегда проявляющийся в присутствии другого аллельного гена, называется доминантным, аллель которая не проявляется в присутствии другой аллели, называется рецессивной. Явление подавления одной аллели другой называетсядоминированием. Доминантные аллели обозначаются большими буквами, а рецессивные – маленькими.
Генотип – совокупность генетической информации, закодированной в генах клетки или организма
Кариотип – совокупность качественных (форма) и количественных ( размер и количество) признаков хромосомного набора
Фенотип – результат взаимодействия генотипа с факторами окружающей среды, совокупность всех признаков и св-в организма
Геном – совокупность генов гаплоидного набора хромосом организма определенного вида
Генетическая символика:
P – генотипы родительских форм
F – генотипы потомства, дети
A - доминантный признак (преобладающий),один из аллельных генов
a – рецессивный признак (подавляемый), один из аллельных генов
Aa – герерозиготное состояние двух аллельных генов
AA – доминантное гомозиготное состояние двух аллельных генов
aa – рецесивное гомозиготное состояние двух аллельных генов
AaBb – дигетерозигота
AaBbCc – тригетерозигота
Скрещивание - ×, материнский организм - ♀, отцовский организм -
III. Закрепление пройденного материала.
Работа в парах: Учитель предлагает запомнить генетическую символику,а затем каждый ученик 1 варианта в роли учителя проверяет, как запомнили символы ученики 2 варианта и наоборот. Затем учитель выборочно вызывае по 2 ученика из каждого ряда к доске: один пишет по памяти символы,а другой поясняет их.
Подведение итогов
Д/З: Читать параграф_6___ выучить терминологию и символы генетики, по желанию подготовить доклад «История развития генетики»