СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная работа. «Роль занятий спортом в развитии анатомо-физиологических и психических особенностей девушек старшего школьного возраста».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

научная работа

Просмотр содержимого документа
«Научная работа. «Роль занятий спортом в развитии анатомо-физиологических и психических особенностей девушек старшего школьного возраста».»

Название работы: «Роль занятий спортом в развитии анатомо-физиологических и психических особенностей девушек старшего школьного возраста».

Цель работы: Установить разницу у занимающихся спортом и у не занимающихся девушек старшего школьного возраста в анатомо-физиологическом развитии роста и массы тела.

Задачи:

1. Изучить литературу по выбранной теме.

2. Провести тестирование среди девушек старшего школьного возраста с целью определения роста и массы тела в зависимости от силовых и скоростно-силовых способностей и проанализировать результаты.

3. Провести тестирование среди девушек старшего школьного возраста с целью определения темперамента.

4. Пропаганда здорового образа жизни и занятий спортом.

5. Разработать рекомендации для девушек старшего школьного возраста.

Гипотеза: Мы предполагаем, что существует разница у занимающихся спортом и у не занимающихся девушек старшего школьного возраста в анатомо-физиологическом развитии роста и массы тела.

Объект исследования: девушки старшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности анатомо-физиологического и психического развития занятий спортом.

Методы исследования: работа с источниками информации книгами, электронными изданиями; метод измерения, метод тестирования (физическое, психологическое), метод обработки и анализа данных.

Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что здоровье человека на 50% полностью зависит от: а) экологических факторов; б) образа жизни; в) состояния муниципального медицинского обслуживания; г) наследственности. Одной из составляющих здорового образа жизни является: а) подвижный образ жизни; б) небольшие и умеренные нагрузки; в) оптимальный уровень двигательной активности.

Здоровье человека - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Социальное здоровье – человек уверен в своём завтрашнем дне.

Физическое здоровье – здоровье нашего тела.

Духовное здоровье – здоровье нашего разума.

Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.

Наша тема на сегодняшний день актуальна, так, как ведение здорового образа жизни и повышение физической подготовленности учащихся, обучение двигательным действиям и их совершенствование, правильное при­менение различных методов, коммуникативность среди девушек старшего школьного возраста не только на уроках физической культуры, но и во вне­классных дополнительных занятиях (спортивных секциях), обучение самоанализу и само­контролю, а также воспитание моральных и волевых качеств. Под­бор дифференцированных нагрузок и другие вопросы нельзя ус­пешно решать без глубоких знаний анатомо-физиологических и психических особенностей девушек и умения применять их в кон­кретных условиях учебно-воспитательного процесса.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что будут предложены рекомендации для достижения здорового образа жизни.

Телосложение - один из важнейших биологических и эстетических критериев физического развития человека, который используется для характеристики и оценки внешнего состояния организма. Оно должно быть предметом неустанной заботы и внимания в рамках деятельности по организации и соблюдению ЗОЖ.

Статистика органов здравоохранения показывает, что только 10% выпускников школы – здоровы. Особую тревогу вызывает положение у девушек. На сегодня лишь каждая четвертая девушка здорова. В структуре заболеваемости будущих матерей отмечены: гинекологические болезни (15%), дисгармоничное физическое развитие (25%), хронические заболевания соматической природы (35%).

Как отмечают многие исследователи, и это подтверждается нашими собственными данными, уровень двигательной активности школьников по мере взросления снижается.

Девушки – старшеклассницы отмечают, что доминирующим мотивом, побуждающим их к занятиям физическими упражнениями на уроках, является не столько контрольные упражнения, тесты, сколько желание обрести и сохранить красивую фигуру, правильную осанку, быть привлекательными, женственными. Однако даже если улучшение физической формы школьников – единственная цель занятий по физическому воспитанию, за время, выделяемое на эти занятия (3 урока в неделю), достичь цель очень сложно. Поэтому большое значение имеют дополнительные занятия физическими упражнениями во внеурочное время в соответствии с возможностями и интересами учащихся.

В старшем школьном возрасте далеко еще не окончено окостенение позвоночника, поэтому старшеклассникам следует избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник, особенно при поднятии тяжестей. Кроме того, частое применение максимальных нагрузок может привести к уплощению стоп. Больших нагрузок с максимальной соревновательной интен­сивностью

следует также избегать по причине незавершенного развития нервной регуляции работы сердца. При слишком интен­сивных нагрузках, например в начале бега на относительно длин­ных дистанциях, у учащихся быстро снижается содержание кис­лорода в крови, а возникающая кислородная недостаточность может явиться причиной полуобморочного состояния. В этой свя­зи старшеклассникам не рекомендуется тренироваться с макси­мальной соревновательной интенсивностью. Нагрузка, как прави­ло, не должна превышать 85—90% средне соревновательной.

У девушек к 16 годам темпы нарастания массы тела снижа­ются. Беговые и прыж­ковые упражнения особенно полезны тем, кто имеет избыточный вес и низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Снижения массы тела можно достичь упражнениями, активизирующими де­ятельность кровообращения и дыхания, вызывающими повышен­ные энерготраты; укрепляющими мышцы живота (место наиболь­шего отложения жира); улучшающими скоростные и скоростно-силовые качества.

Об особенностях психического развития судят на основании трех групп психических явлений; психические процессы (ощуще­ния, восприятия,

представления, память, мышление — познаватель­ные; эмоции — эмоциональные; воля — волевые); психические свой­ства личности (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы) и психические состояния (монотония, утомление, стресс, напряженность).

У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Более высокая способ­ность к сосредоточению — эти и другие психические процессы по­зволяют старшеклассникам глубоко анализировать технику изу­чаемых двигательных действий, определять ошибки, допущенные при выполнении движений, как собственные, так и своих одно­классников.

Девушки старшего школьного возраста, так же как и взрослые, независимо от индивидуальных психических особен­ностей, испытывают разные психические состояния (тревожность, возбудимость, усталость, апатию, утомление, эмоциональное на­пряжение, монотонию и др.). Они зависят от свойств личности, в частности от типа темперамента.

Важность изучения психических состояний объяс­няется тем, что с их изменением меняется эффективность дея­тельности и поведение старшеклассника. Можно отметить то, что важными путями профилактики этих состояний являются: 1) воспитание эмоциональных, моральных и волевых качеств лич­ности, которые позволили бы произвольно управлять психически­ми состояниями в процессе занятий физической культурой и спортом; 2) создание благоприятного климата в классе (спортив­ном коллективе); 3) оптимизация условий занятий и тренировок с учетом индивидуальных психологических особенностей личности.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Исследование методом измерения

На I этапе нами проведено исследование с использованием метода измерения ростово-весовых показателей при помощи медицинского инвентаря «ростомера». В исследовании приняли участие экспериментальная группа и контрольная девушек старшего школьного возраста. Экспериментальная группа девушек, которая занимается спортом – 12 человек. Контрольная группа девушек, которая не занимается спортом – 12 человек.

Д инамика развития анатомо-физиологических показателей роста тела у занимающихся спортом девушек старшего школьного возраста на 2016 год, по сравнению с 2015 годом показывает (см. Приложение 2, таблица 1, рис.1.) что: показатели Ани, Дарьи и Анастасии увеличились на 6 см; показатели Вероники, Екатерины, Элеоноры и Луизы увеличились на 5 см; показатели Альбины увеличились на 4 см; показатели Леры увеличились на 3см; показатели Алины и Екатерины увеличились на 1 см; показатели Ларисы не изменились.

Динамика развития анатомо-физиологических показателей роста тела у не занимающихся спортом девушек на 2016 год, по сравнению с 2015 годом показывает (см. Приложение 2, таблица 2, рис.3.) что: показатели Наташи, Надежды, Оксаны увеличились на 1 см; показатели Ларисы, Валерии, Екатерины, Златы и Александры увеличились на 2 см; показатели Василисы увеличились на 3 см; показатели Екатерины, Светланы, Валентины не изменились.

Динамика развития анатомо-физиологических показателей массы тела у занимающихся спортом девушек на 2016 год, по сравнению с 2015 годом показывает (см. Приложение 2, таблица 1, рис.2.)

что: масса тела Валерии, Луизы уменьшилась на 2 кг; масса тела Ларисы уменьшилась на 7 кг; масса тела Вероники, Дарьи уменьшилась на 5 кг; мышечная масса тела Екатерины увеличилась на 1 кг; мышечная масса тела Анны, Альбины увеличилась на 2 кг; мышечная масса тела Екатерины увеличилась на 3 кг; мышечная масса тела Анастасии, Элеоноры увеличилась на 5 кг; масса тела Алины не изменилась.

Динамика развития анатомо-физиологических показателей массы тела у не занимающихся спортом девушек на 2016 год по сравнению с 2015 годом показывает (см. Приложение 2, таблица 2, рис.4.) что: масса тела Ларисы, Екатерины уменьшилась на 3 кг; масса тела Василисы увеличилась на 1 кг; масса тела Леры, Валентины, Александры увеличилась на 2 кг; масса тела Екатерины, Светланы, Наташи, Златы увеличилась на 4 кг; масса тела Надежды увеличилась на 5 кг; масса тела Оксаны увеличилась на 6 кг.

Отсюда следует, что у девушек, занимающихся спортом уровень анатомо-физиологических данных по сравнению со средними показателями роста (длины) и массы тела выше, чем у девушек, которые не занимаются спортом, так как у не занимающихся девушек значительное увеличение массы тела по сравнению с 2015 годом и не значительное увеличение роста (длины) тела (см. Приложение 2, рис. 5,6,7.). Это связано с хорошей физической подготовкой, эмоциональным настроем, правильным режимом питания и распорядком дня.

Влияние климатических условий на физическое и психологическое состояние не занимающихся спортом девушек может быть связано с замедлением роста тела и значительным увеличением массы тела, так как

девушки мало двигаются и не получают двигательных навыков в полном объеме.

Неправильный распорядок дня, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, неправильное распределение нагрузок и переутомления - приводят к замедлению развития показателей роста тела и нестабильному развитию показателей веса, респираторным заболеваниям и плохому настроению.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни, правильный распорядок дня, правильное (рациональное) питание, климатические условия, правильные дозировки упражнений, правильное распределение нагрузки для исключения утомления и переутомления - все это влияет на повышение анатомо-физиологических показателей роста (длины) и на стабильные показатели веса девушек в соответствии с нормой.

2.2. Исследование методом физического тестирования

На II этапе нами проведено исследование с использованием метода физического тестирования силовых способностей при применении теста «Метание набивного мяча (1 кг) из исходного положения сидя», с использованием набивного мяча измеряется в метрах и скоростно-силовых качеств при применении теста «Челночный бег 3х10 м/с», с использованием секундомера.

В исследовании приняли участие экспериментальная группа и контрольная девушек старшего школьного возраста. Экспериментальная группа девушек, которая занимается спортом – 12 человек. Контрольная группа девушек, которая не занимается спортом – 12 человек.

У девушек в 14-15 лет идет интенсивный рост и увеличение мышечной массы, а в 16-17 лет наоборот, происходят анаэробные возможности,

развиваются силовые и скоростно-силовые способности. Динамика развития скоростно-силовых способностей у занимающихся спортом девушек на 2016 год по сравнению с 2015 годом показывает (см. Приложение 3, таблица 3, рис. 8.) что: результаты в челночном беге 3х10 м/с улучшились на 0,3, а у не занимающихся спортом (см. Приложение 3, таблица 4, рис. 9.) результаты не изменились.

Динамика развития силовых способностей у занимающихся спортом девушек на 2016 год по сравнению с 2015 годом показывает (см. Приложение 3, таблица 5, рис. 10.) что: результаты в метании набивного мяча улучшились на 2 м 91 см, а у не занимающихся спортом (см. Приложение 3, таблица 6, рис. 11.) результаты увеличились на 65 см.

2.3. Исследование методом психологического тестирования

На III этапе нами проведено исследование с использованием метода психологического тестирования при применении теста - методика «Определение темперамента».

В исследовании приняли участие экспериментальная группа и контрольная девушек старшего школьного возраста. Экспериментальная группа девушек, которая занимается спортом – 12 человек. Контрольная группа девушек, которая не занимается спортом – 12 человек.

Применение данной методики показывает, что в экспериментальной группе выявлены темпераменты: три флегматика, шесть сангвиников, три холерика (см. Приложение 4, таблица 7). В контрольной группе: два флегматика, два сангвиника, четыре холерика, два меланхолика (см. Приложение 4, таблица 8).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что сравнивая показатели 2016 года со средними анатомо-физиологическими показателями по росту (длине) и массе тела у занимающихся спортом и не занимающихся спортом девушек с показателями 2015 года, можно сделать следующий вывод, что у девушек занимающихся спортом преобладает значительное увеличение роста (длины) тела на 3,95 см по сравнению с не занимающимися с разницей в 4 см, и уменьшением массы тела на 0,3 кг, по сравнению с не занимающимися с разницей в 2,0 кг. Отсюда следует, что анатомо-физиологические показатели соответствуют средним показателям роста (длины) и массы тела у занимающихся спортом девушек, а у не занимающихся значительное увеличение массы тела на 2,3 кг и не значительное увеличение роста на 1,4 см. Значит у девушек, занимающихся спортом хороший уровень анатомо-физиологического развития роста и массы тела, поэтому наша гипотеза верна.

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век

Подвержен всем изъянам.

Берегите здоровье и ведите здоровый образ жизни!