Формирование читательского интереса через выполнение творческих заданий на уроках литературного чтения
А. М. Нелогова
студентка
Красноярский педагогический колледж им. Горького
Научный руководитель преподаватель методики детской литературы М.С. Осипова
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Аннотация. Статья посвящена методическим аспектам формирования читательского интереса у школьников посредством выполнения творческих заданий на уроках литературного чтения. В соответствии с Федеральной рабочей программой по литературному чтению начальных классов, младший школьник должен овладеть навыками смыслового чтения, способами и приемами работы с различными видами текстов и книг, знакомство с детской литературой и с учетом этого направлен на общее литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей. В работе рассматриваются различные подходы к организации учебного процесса, направленные на развитие у учащихся мотивации к чтению и анализу художественных произведений. Особое внимание уделяется роли учителя в создании условий для творческой активности учеников, а также описываются конкретные виды творческих заданий, способствующих развитию читательской культуры. На основе анализа педагогического опыта предлагаются рекомендации по внедрению таких методов в образовательный процесс, что может способствовать повышению эффективности уроков литературного чтения и формированию устойчивого интереса к литературе среди учащихся.
Ключевые слова: читательский интерес, методы и приемы обучения, творческие задания.
Сегодня вопрос о формировании читательского интереса стоит особенно актуально. Чтение играет важную роль в формировании личности, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.
Формирование читательского интереса младших школьников –сложный, многогранный процесс, требующий оказания помощи в осуществлении самостоятельного выбора книг, организацию работы над знанием элементов книги, расширение широты и глубины читательского кругозора. Участие в формировании читательского интереса необходимо как со стороны учителя, так и родителей.
Чтение развивает разнообразные способности человека и формирование личности, ежедневное чтение уходит из жизни младших школьников, что доказывают множество проведенных исследований [5]
Об этом свидетельствует всероссийский опрос исследования особенностей чтения детей, проведенный Российской государственной детской библиотекой в 2019-2020 годах более чем в одиннадцати регионах Российской Федерации. Данный опрос показал, что только 20,1 % обучающихся начальной школы читают регулярно, у 44 % детей не сформирована читательская мотивация. По результатам опроса было обнаружено, что Россия находится на 31 месте в результатах стран по читательской грамотности [3].
Также нужно отметь, что в соответствии с Федеральной рабочей программой по литературному чтению начальных классов, младший школьник должен овладеть навыками смыслового чтения, способами и приемами работы с различными видами текстов и книг, знакомство с детской литературой и с учетом этого направлен на общее литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей. Однако, отсутствует интерес к познанию литературных произведений, что не дает возможности реализовать требования ФРП по литературному чтению начальных классов [1, c. 3].
В наше время существует большое разнообразие методов по формированию читательского интереса такие как: игровой, частично – поисковый, проблемный, творческие задания, стихосложение, устные рассказы и сказки, создание диафильма, драматизация, словесное и графическое рисование [5].
Под творческими заданиями понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемый под косвенным или прямым руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.
Младшие школьники все меньше заинтересованы в чтении, в связи с этим, приобщение детей к чтению является одной из самых значимых задач для педагогов начальной школы. Это явление по мнению И.Н Черненко обоснована следующими факторами:
1. Отсутствие системы формирования читательской деятельности в учебных организациях у младших школьников.
2. Нехватка наставников, обученных методики детского чтения – педагоги, воспитатели, библиотекари.
3. Развитие новых средств получения информации.
4. Отсутствие времени на чтение, то есть перегруженность младших школьников.
5. Преобладание делового чтения (отсутствие домашнего чтение, исключительно чтение в рамках школьной программы).
6. Снижение качества чтения у младших школьников (снижение уровня культуры чтения) [3].
Все вышеперечисленные факторы рождают проблему развития читательского интереса младших школьников актуальной.
Н.Н. Светловская рассматривает читательский интерес как избирательно-положительное отношение социального объекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность – в меру их соответствия его духовным потребностям, его читательской психологии [2, с. 21].
Умения и навыки чтения у младших школьников формируются как вид речевой и мыслительной деятельности обучающихся, также как средство самовоспитания и саморазвития, как комплекс читательских умений и навыков. Согласно суждению Т.И. Зиновьевой: «Чтение – это особый вид письменной речевой деятельности, позволяющий человеку овладевать всем богатством знаний в мире. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека» [5, c. 468].
Рассматривая понятие «чтение», можно определить следующие цели:
• знакомство с какой-либо информацией;
• следование установке или необходимости;
• поиск научного, учебного или практического материала, и др.
Выделяются и виды чтения по усвоения прочитанного материала:
• просмотровое чтение;
• подробное (вдумчивое) чтение;
• выборочное чтение.
Важно непросто побуждать учащихся к прочтению текста, но и выделять собственное отношение к прочитанному, эмоции и чувства. Получив при этом личное удовлетворение от прочитанного.
Особенности использования творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной школе
Задания творческого характера отличаются своей оригинальностью и красочностью для младших школьников, что привлекает их внимание и мотивирует на прочтение разного вида литературы.
Автор Калинкина Л.А. выделяет следующую систему видов творческих заданий:
1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.
Работа с иллюстрацией к тексту. Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная. Лучше всего, если учитель будет работать в направлении от текста к иллюстрации и предложит ученикам, опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.
Метод моделирования. Моделирование позволяет: включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова; дать возможность ученику действовать в соответствии со своими возможностями; организовать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями; поддержать интерес к художественной литературе; обогащать духовный мир ребенка; сознательно воспринимать художественные произведения.
Книжки-самоделки. Одно из заданий для обучающихся – работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась учащимися с творческой выдумкой и воображением. Книжки могут быть представлены в разных рамках, таких как, грибок, домик. В этих книжках - самоделках учащиеся записывают произведения только собственного сочинения.
2. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.
Творческое пересказывание. Цель творческого пересказывания – вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное произведение, помочь им глубже понять идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания нужно отбирать такие произведения, которые позволят обучающимся поставить себя в положение литературного героя, понять его характер, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может сопровождаться с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора.
Продолжение произведения (придумывание конца). Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству учащихся: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, сказка и стихотворение, и короткие устные высказывания, тем самым, вовлекая обучающихся в прочтении литературных произведений.
Творческое сочинение. В творческом сочинение обучающиеся 3 класса должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении. Сочинения, учащиеся пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка. Все сочинения с согласия авторов зачитываются и обсуждается. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова.
Словотворчество. Одним из средств формирования читательского интереса у обучающихся 3 класса, является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Ученики сами придумывают сюжеты, главных героев по аналогии с прочитанным произведением. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются совместно с одноклассниками и учителем.
Следовательно, уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями для использования творческих заданий во время работы с различными художественными произведениями: стихотворениями, сказками, повестями и многое другое.
Авторская программа по литературному чтению УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий ориентированы на принцип системности в обучении. Данное обозначает, что они позволяют реализовать требования ФРП основанную по ФГОС НОО, так как направлены на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов.
Далее, мы проанализировали учебник по литературному чтению и рабочую тетрадь. Ниже приведены виды творческих заданий:
Виды творческих заданий, предложенные в учебнике и рабочей тетради УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 3 класс
Виды творческих заданий | Учебник | Рабочая тетрадь |
Работа с иллюстрациями к тексту | | |
Драматизация | | Отсутствуют задания с использованием драматизации. |
Словотворчество | | |
Творческий пересказ | | |
Основываясь на анализ учебника по литературному чтению и рабочей тетради, можно сделать следующий вывод, что формулировки заданий похожи между собой.
Таким образом, авторская рабочая программа, учебник и рабочая тетрадь УМК «Школа России» предусматривает наличие творческих заданий. Но, задания неразнообразны и их недостаточно для формирования читательского интереса у обучающихся 3 класса. Учителю придется самостоятельно внедрять некоторые виды творческих заданий, так как они не предусмотрены авторской программой по литературному чтению УМК «Школа России».
Библиографический список
Федеральная рабочая программа начального общего образования по литературному чтению (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №375) – М.: Просвещение, 2023 - 3с.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 2015, с. 95
Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению: учебное пособие для вузов / Н.Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 305 с.
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2015. - 208 с.
Мали, Л. Д / Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах / Л. Д. Мали // Начальная школа плюс До и После. – 2013 -№8. – С. 53-56, с. 53 - 56].