МБОУ СОШ №15 имени Героя Советского Союза Мильдзихова Х. З.
Научно-практическая конференция «ПОИСК»
Конёк Горбунок:
каким мы его видим
Автор работы:
Дзугкоева Диана
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ №15, 6 «Б» класс
Научный руководитель:
Бестаева Н. Я., учитель русского языка и литературы
Владикавказ, 2019
Содержание работы
Вступление.
Основная часть.
- П. П. Ершов и его сказка.
- Иллюстрации Н. М. Кочергина.
- Творчество В. А. Милашевского и сказка «Конёк Горбунок».
- Работы А. В. Кокорина.
- Иллюстрации Ю. А. Васнецова.
- Моё представление о Коньке Горбунке.
- Каким в итоге должен быть Конёк Горбунок?
Заключение.
4. Используемая литература.
Вступление
Сказка «Конёк-Горбунок» - произведение, написанное П. П. Ершовым и сделавшее его автора знаменитым.
Благодаря лёгкости стиха, необыкновенной сатире и тонкой иронии, эта сказка стала горячо любима среди всех слоёв населения. Она написана очень бодрым, складным и напористым языком. В ней много элементов устного народного творчества: прибауток, пословиц, поговорок, устаревших слов.
Это произведение интересное, правдивое и, конечно же, народное, ведь любой автор прежде всего ищет народного признания.
Сказка «Конёк-горбунок» рассказывает нам историю про Ивана, которого постоянно называют «дураком». А ведь в ходе развития событий именно он всегда занят делом и во всём добивается успеха. Он не гонится за деньгами или славой. Иван радуется простым житейским делам. А волшебный Конёк – горбунок помогает ему справиться со всеми напастями.
В центре внимания моей исследовательской работы как раз образ конька. Ведь он единственный верный друг и помощник Ивана. Он не раз выручает его в трудную минуту и советом, и делом.
Описание Конька-горбунка из сказки очень забавное. Он маленький, но удаленький, ростом в три вершка, с аршинными ушами и двумя горбами.
Цель моей исследовательской работы заключается в том, чтобы проследить, как старинные меры длины помогают нам представить образ Конька-Горбунка, и ответить на вопрос, правильно ли показали этого сказочного героя на своих иллюстрациях художники разных времён.
Конёк-горбунок: правильно ли мы его представляем?
Пётр Павлович Ершов родился в 1815 году в деревне Безруковой недалеко от города Ишим Тобольской губернии. По долгу службы его отец много ездил по Сибири. Ершов совершал с семьей все переезды, успев пожить в Петропавловске, Омске, Березове и в Тобольске.
Переезды по Сибири, жизнь в Тобольске в доме родственника-купца, где останавливалось много проезжих людей, обогатили юного Ершова яркими впечатлениями. От ямщиков, охотников, крестьян, казаков он услышал множество запоминающихся устных рассказов, легенд, сказок, песен, которые потом возродились в его творчестве. С 1832 года Ершов — студент философско-исторического отделения Петербургского университета. Годы учебы, «пять своих лучших лет», Ершов использовал для саморазвития, посвящая все свободные часы чтению русских писателей и литературным занятиям.
Начало 30-х годов было временем всеобщего увлечения сказкой. На этой волне всколыхнулись художественные впечатления Ершова. В начале 1834 года он представляет на суд своего профессора, читавшего курс русской словесности, П.А. Плетнева, сказку под названием «Конек-горбунок». Сказка была прочитана и разобрана П.А. Плетневым в университетской аудитории. Это был первый литературный успех девятнадцатилетнего студента. Ершов мечтал о создании большой сказочной поэмы – сказке сказок, но этому замыслу не суждено было осуществиться, как не были реализованы и мечты Ершова об организации экспедиции по Сибири, издании журнала, широкой просветительной деятельности среди земляков. По окончании университета он вернулся в Тобольск и почти до конца жизни занимался педагогической деятельностью — преподавал в гимназии, а затем стал ее директором. «Конек-горбунок» остался, в сущности, единственным произведением Ершова, вызывающим неизменный интерес многих поколений юных читателей.
Сказка «Конек-горбунок» — произведение уникальное в русской детской литературе. Ярко сверкнувший талант в единственной книге девятнадцатилетнего сибиряка явился живым свидетельством огромных творческих сил народа.
Эта сказка родилась в 1834 году, в пору, когда свое слово о народности сказали все видные литераторы и критики. Однако на пути «Конька-горбунка» к народу было и немало препятствий: сказка то запрещалась, то уродовалась цензурой или выходила в нелепых переделках, вплоть до «Конька-летунка», на котором Иван обозревает Страну Советов. «Конек-горбунок» воспринимался детьми сначала как сказываемая сказка, т.е. как произведение скорее устное, чем книжно-литературное. Позднее они осознавали, что это именно литературная, авторская сказка.
При жизни П. П. Ершова сказка издавалась пять раз. Главным ее достоинством является ярко выраженная народность. Как будто не один человек, а весь народ коллективно сочинял ее и из поколения в поколение передавал устно: она неотделима от народного творчества. Между тем это совершенно оригинальное произведение талантливого поэта, вышедшего из недр народа, не только усвоившего секреты его устно-поэтического творчества, но и сумевшего передать его дух.
Среди бесчисленного множества народных сказок подобных «Коньку-горбунку» не встречалось, а если со второй половины XIX века фольклористы и записывали такие же сюжеты, то возникали они под влиянием ершовской сказки. В то же время в целом ряде русских народных сказок встречаются похожие мотивы, образы и сюжетные ходы, присутствующие в «Коньке-горбунке»: есть сказки о Жар-птице, необыкновенном коне Сивке-Бурке, о таинственных налетах на сад, о том, как доставали дряхлому царю молодую жену и др.
Ершов не просто соединил куски из отдельных сказок, а создал совершенно новое, цельное и законченное произведение. Оно пленяет читателей яркими событиями, чудесными приключениями главного героя, его оптимизмом и находчивостью. Все здесь ярко, живо и занимательно. Как создание искусства сказка отличается удивительной строгостью, логической последовательностью в развитии событий, спаянностью отдельных частей в одно целое. Все, что совершают герои, вполне оправдано законами сказки.
Главные герои исследуемой сказки – Иван и Конёк-Горбунок. Они во многом лучше и достойнее многих других персонажей произведения. Удача сама идёт к ним в руки, и они не из тех, кто упустит её из-за лени или глупости. Их поступки, дела и речи в очередной раз утверждают и демонстрируют народный идеал трудолюбия, мужества и справедливости.
Конёк-Горбунок – не просто услужливый раб или слуга, который во всём соглашается и повинуется, он, в первую очередь, стал другом Ивана и всегда говорит ему хоть и горькую, но правду. Два этих героя несколько наивны и непосредственны, что делает их похожими на детей, в них нет лукавства и лжи – вот что самое главное.
И вот эти два друга попадают в удивительные приключения, которые обычно происходят не по прихоти героев. Однако свободный и весёлый нрав позволяет им совершать небывалые подвиги и выпутываться из самых сложных ситуаций.
Впервые о Коньке-Горбунке мы узнаём из слов пойманной Иваном кобылицы, которая по ночам воровала урожай:
«Ну, Иван, ему сказала,-
Коль умел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
Дай мне место для покою
Да ухаживай за мною,
Сколько смыслишь. Да смотри:
По три утрени зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
По исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней-
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами».
Далее кобылица даёт Иванушке совет:
«Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за чёрную, слышь, бабку.
На земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит».
Если учитывать описание Конька-Горбунка из сказки, то эта чудо-лошадка (автор ласково называет её игрушкой) была не больше кошки, с длинными-предлинными ушами.
Пётр Павлович Ершов для описания Конька-Горбунка использует старинные меры длины.
Вершок – старинная мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). В современном исчислении это 4,44 см.
Аршин – старинная мера длины, равная в современном исчислении 71 см.
Получается, наш герой высотой только «в три вершка», то есть 13 сантиметров. А его уши длиной достигают 71 сантиметра.
Представить мы его можем, а верно ли его передали русские художники, которые создавали иллюстрации к сказке П. П. Ершова?
Вот иллюстрации художника Н. М. Кочергина.
В прошлом году я познакомилась с творчеством Николая Михайловича Кочергина (1897-1974). Это один из самых ярких представителей "золотого века" детской иллюстрации (1950-1960 гг.). Родился художник в Москве, а большую часть жизни прожил в Ленинграде. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище. Николай Михайлович имел звание Заслуженного художника РСФСР, но к нему часто прибавляли "художник-сказочник". Его работы привлекают своей красотой, приятными цветами, добротой.
Особую часть его творчества занимают иллюстрации к сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок». Они настолько яркие и красочные, что по достоинству их можно назвать настоящими сокровищами.
Как мы видим, художник по-разному представляет этого сказочного персонажа. Он у него то маленький, то большой, даже настолько огромный, что напоминает настоящего коня. Размеры сказочника не соблюдены. Если на некоторых иллюстрациях уши могут достичь 71 сантиметра, то рост не соблюдён ни на одной иллюстрации.
Перейдём теперь к иллюстрациям В. А. Милашевского.
Владимир Алексеевич Милашевский (1893-19760) проиллюстрировал и художественно оформил около 100 книг для детей и юношества. Но Милашевский никогда не принадлежал к так называемым «детским» художникам. С таким же успехом иллюстрировал он произведения классиков мировой литературы и советских писателей. Он работал не только в области книжной графики: он прекрасный живописец, блестящий акварелист, мастер пейзажа и психологического портрета; он успешно пробовал свои силы в литографии и как театральный художник. Перечислить все, над чем он работал, трудно — его творческий диапазон чрезвычайно широк.
Милашевский всегда следовал правилу: для детей надо делать все так же хорошо, как для взрослых, и даже еще лучше. Иллюстрируя детскую книгу, какая бы она ни была, он вкладывал в свои рисунки всего себя, по-настоящему увлекался ею и увлекал маленьких читателей. И, наверно, поэтому у него такие замечательные иллюстрации к сказке «Конёк-горбунок».
На работах этого художника видно, что Конёк-Горбунок у него поменьше. Он имеет длинные тонкие уши, но рост всё равно не соответствует 12 сантиметрам.
Каким увидел Конька-Горбунка другой художник, А. Кокорин?
Анатолий Владимирович Кокорин (1908-1987) — советский художник, график, иллюстратор.
Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, родился в Демидове Смоленской области. Отец Кокорина учился в Петербургской академии художеств. Оставив ее, поселился на Смоленщине, в г. Поречье. После смерти отца, а вскоре и матери, Кокорин с 8 лет жил в семье тети, где поддерживалось его увлечение искусством.
Учился в Пермском художественном техникуме (1925 – 1928), затем в Москве во Вхутеине (1928 – 1932) у Д.С. Моора, С.В. Герасимова.
Во время войны – в отделе фронтовой листовки Главупра. С конца 1943 года по 1954 – художник студии военных художников им. Грекова. Тема войны нашла отражение в натурных рисунках, сделанных на фронтах и в послевоенных сериях работ, созданных на их основе («Фронтовой дневник», «Воспоминания о войне» и др.). Зрелость таланта, расцвет творчества Кокорина приходится на 50-80-е гг. Работал в станковой графике (в 1954 – 1958 гг. создал серию акварельных пейзажей русских городов «Суздаль», «Углич», «Кострома», «Владимир», «Переславль-Залесский», «Загорск», в 1969 г. – серию акварелью и углем «По улицам сегодняшней Москвы»). В его творчестве нашли отражение Прибалтика, Средняя Азия, Ленинград, Москва... Кокорин создает серии «По старым русским городам», «По Италии», «По Индии», «Англия, Франция, Голландия». Работает в различной технике, но основой творчества всегда остается натурный рисунок. Во время поездок художник вел дневники, делал в них записи и рисунки. Часть их издана и вошла в книги и альбомы («Ленинградский альбом», «По Индии», «По старым русским городам», «В Голландии», «Англия, Шотландия, Ирландия», «В стране великого сказочника»).
Большое место в творчестве художника занимало иллюстрирование произведений русской и зарубежной, детской литературы. За иллюстрации к произведением Х.-К. Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР. Кокорин – участник более 100 разного ранга выставок в стране и за рубежом, нескольких персональных. В 1976 г. персональная выставка Кокорина состоялась в Смоленске. Дары автора, поступления из запасников Министерства культуры составили коллекцию работ художника в Смоленском музее. На родине художника, в Демидовском музее, создан мемориальный зал Кокорина, где, кроме произведений, экспонируются предметы из его мастерской, переданные семьей художника.
Вот его иллюстрации к сказке «Конёк-горбунок».
Как я вижу, у этого художника рост сказочного персонажа соответствует описанию сказочника. А вот уши не соответствуют истине.
Последний художник, к которому я хотела бы обратиться, это Ю. Васнецов.
Книги, проиллюстрированные Юрием Алексеевичем Васнецовым (1900-1973), узнаваемы с первого взгляда, на них выросли миллионы детей. Изображения в этих книжках имеют первостепенное значение, они неизбежно привлекают к себе внимание маленького читателя. Неистощимая фантазия, с которой Юрий Васнецов оформлял книги, позволяет с головой окунуться в мир детства, забыть о каких-то заботах и неустроенности взрослого мира. Образы, созданные художником, искрятся оптимизмом, полны жизнеутверждающей силы. Животные и птицы, основные действующие персонажи сказок, приобретают потрясающую выразительность, Юрий Васнецов придал им манеру поведения, движения и повадки, которые он тонко подмечал в реальной действительности.
Он всегда находил дорогу к сердцам своих юных читателей и созерцателей, которые только начали познавать мир через бесконечные наброски, непрерывное изучение натуры. Сказочные герои, которым подарил жизнь Юрий Васнецов (художник), на первый взгляд ненастоящие, лубочные. Но он рисует именно так, как видят их глаза маленького зрителя. Он не вдается в вереницу реалистичных подробностей и деталей, главная цель художника - чтобы юный читатель почувствовал сказочную природу персонажей.
Вот его иллюстрации к сказке «Конёк-горбунок».
На его иллюстрациях уши вроде большие, но пропорции не соблюдены, и рост не составляет 12 см.
На последней иллюстрации вообще Конёк-Горбунок похож на большого коня.
Я тоже решила создать иллюстрацию к этой сказке и изобразить друга Иванушки. Вот что у меня вышло.
Но и это не то.
Как же на самом деле должен выглядеть этот сказочный персонаж?
Давайте опять обратимся к тексту П. П. Ершова:
«Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.»
Вспомним:
1вершок = 4см 4мм
3 вершка = 13 см 2 мм
Аршин = 16 вершков = 71 см
Исходя из этих данных, Конёк должен быть ростом чуть больше 13 см, а его уши – 71 см, то есть в 5,5 раз больше, чем его рост.
Заключение
Конёк-горбунок – один из самых любимых сказочных героев.
Внешность его необычна: ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами. Следовательно, Конек-Горбунок ростом примерно 13 см, но в аршине 16 вершков, т. е. 71—72 см. Несмотря на смешную внешность, читатели любят этого сказочного героя, а гиперболическая несоразмерность уравновешивается явным незнанием детьми древних мер длины. Что позволяет им просто думать, что конек совсем маленький, но с очень большими ушами, он смешной, но очень добрый, ловкий, быстрый и всегда готов прийти на помощь, даже когда и сказочной-то возможности нет.
Ни один из художников-иллюстраторов сказки не изобразил Конька-горбунка верно, соблюдая арифметические указания автора. Но не это самое главное.
А главное то, что образ смешного Конька-горбунка – это доказательство того, что маленькое сердце может таить большую любовь. Это пример настоящего друга, у которого нам всем есть чему поучиться.
Литература
Studopedia.ru. Сказка «Конёк-горбунок» П. П. Ершова
Fb.ru. Описание Конька-горбунка из сказки «Конёк-горбунок»
Mirznanii.com. Фольклорные образы в сказке Ершова «Конёк-горбунок»
Proza.ru. Истоки образов в сказке Ершова «Конёк-горбунок»
Sochinyashka.ru. Образ Конька-горбунка в сказке Ершова
Skazkii.ru. Сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок» - система образов-характеров
Livejournal.com. «Золотой век детской иллюстрации». Н. М. Кочергин
Mirznanii.com. Художник-иллюстратор детской книги В. А. Милашевский
Fantlab.ru. Работы художника А. В. Кокорина
Fb.ru. Художник-иллюстратор Юрий Васнецов