СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Предварительное исследование коммуникативных умений первоклассников в конце учебного года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Предварительное исследование коммуникативных умений первоклассников в конце учебного года"»

Зайцева Д. Е.

2 курс,

Высшая школа психологии и образования БФУ им. Канта

г. Калининград, Россия,

dzaitseva[email protected]

Зайнудинова А. В.

2 курс

Высшая школа психологии и образования БФУ им. Канта

г. Калининград, Россия,

zavalerievna@mail.ru

Научные руководители:

Кайгородова О. В.,

канд. пед. наук, доцент,

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Ермакова Н. И.

канд. пед. наук, доцент,

Балтийский федеральный университет им. И. Канта



ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА


Аннотация. В статье описывается исследование студентами способности первоклассников к согласованию усилий и осуществлению сотрудничества. Исследование проводилось в ходе педагогической практики.


Ключевые слова: коммуникативные умения; совместная деятельность; предметно-практическая сфера индивидуальности.


В настоящее время среди задач современного образования, важное место занимает концепция ключевых компетенции «4К» (кооперация, коммуникация, креативность, критичность). Неоспоримо, что каждая из этих четырех компетенций важна и актуальна в условиях совершенствования российского образовании. Данной статье мы рассмотрим проблему развития коммуникативных умений первоклассников.

Возраст 6-10 лет сензитивен для развития коммуникативных умений детей (что связывается с их способностью контролировать и оценивать поведение друг друга, вести диалог и др.). Это и определяет ведущую роль коммуникативных умений младшего школьника в формировании его как неповторимой индивидуальности с позиции концепции педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк) [1]. В первую очередь, коммуникативные умения необходимы для подготовки обучающихся к решению проблем и взаимодействию за рамками школьной деятельности, то есть это важные умения в их жизни. Коммуникативные умения позволяют решить ряд задач: слушать других, участвовать в диалогах и коллективном обсуждении проблем, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выработать положительное отношение к процессу взаимодействия с другими.

Коммуникативные умения делают возможным организацию совместной деятельности школьников. Способность к совместной деятельности рассматривается как представление партнеров об общем результате и способность к разделению действий для достижения этого результата. Умения выстраивать диалог, грамотно доносить свои мысли и отстаивать позицию помогают в установлении крепких социальных связей. В конечном итоге совместная деятельность становится основой для формирования у младших школьников ответственного отношения к выполнению своей работы, дает возможность отстаивать свою позицию и учитывать позицию собеседника.

Рассматриваемый нами аспект способности к совместной деятельности отнесен автором концепции к предметно-практической сфере индивидуальности. Проблему развития предметно-практической сферы индивидуальности О.С. Гребенюк рассматривает через доминирующий компонент этой сферы – способности.

В ходе педагогической практики нами было проведено исследование, целью которого стало изучение способности обучающихся 1 класса к продуктивному взаимодействию, сотрудничеству и согласованию усилий. Наблюдая за детьми в разных ситуациях общения (в урочной и внеурочной деятельности, на переменах), мы убедились в необходимости изучения их взаимодействия друг с другом.

Исследование было проведено в период в марте 2023 года. В нем приняли участие 24 первоклассника, 12 пар (10 девочек и 14 мальчиков). Для исследования нами была применена методика «Рукавички» (авт. Г. А. Цукерман) [2], которая позволяет выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации). Ученики работали в парах, каждому из них дали по одному изображению рукавички в виде силуэта и просили украсить их так, чтобы они составили пару. Дети могли сами придумать узор, но сначала им необходимо договориться между собой, что именно они хотят изобразить. То есть им необходимо было включиться во взаимодействие, согласовать свои действия. Продолжительно выполнения задания – 15 минут. Данная методика является удобной и универсальной, так как не занимает большое количество времени, не вызывает трудностей у детей. Данный факт можно доказать тем, что во время работы ни у кого из участников не возникло сложностей с соблюдением инструкции.

Полученные результаты представлены в таблице 1.

Данные демонстрируют, что большая часть обучающихся (68 %) в исследуемом классе находятся на высоком уровне развитии способности к совместной деятельности, а 32 % (8 учеников) – на среднем уровне.

Таблица 1

Результаты исследования развития способности

к совместной деятельности у младших школьников

Кол-во респондентов

Высокий

уровень

Средний уровень

Низкий уровень

24 учеников, из них:

10 девочек

14 мальчиков

16 учеников,

из них:

7 девочек

9 мальчиков

8 учеников, из них:

3 девочки

5 мальчиков

0 учеников




Обучающихся с низким уровнем развития способности к совместной деятельности в этом классе не выявлено. Наглядно профиль развития способности к совместной деятельности младших школьников представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Распределение обучающихся по уровням развития способности к совместной деятельности


Также нами были проанализированы полученные результаты с точки зрения распределения обучающихся по половой принадлежности. Среди респондентов преобладают мальчики (60 %). На среднем уровне развития способности к совместной деятельности в этом классе находится 33 % мальчиков, 30 % девочек. Наглядно уровень развития способности к совместной деятельности младших школьников разного пола представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Распределение обучающихся по уровням развития способности к совместной деятельности в зависимости от пола


На рисунке 3 представлены работы обучающихся.

1 пара 2 пара

3 пара 4 пара


Рисунок 3 – Ученические работы


5 пара 6 пара

7 пара 8 пара

9 пара 10 пара

11 пара 12 пара


Рисунок 3 – Ученические работы (продолжение)

В ходе наблюдения за ходом исследования нами были сделаны следующие выводы:

Продуктивность совместной деятельности класса оценивается как высокая. 44% учеников выполнили задание легко и с интересом. У 32% детей возникли трудности с выполнением задания; Дети довольно быстро справились с заданием (примерно за 10-12 минут).

  1. Умение договариваться (приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.). 52% ребят долго обсуждали и выбирали, как им выполнить данное задание, прежде чем начать работу.

  1. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Можно было заметить, что в трёх парах рассуждал только один ребенок, а другой, в свою очередь, просто соглашался, не вступая в обсуждение. Мы можем объяснить это тем, что пары этих ребят были незаинтересованны данной работой или же просто не способны правильно сформировать свои идеи и преподнести их одноклассникам, что способствуют их пассивности в обсуждении.

  2. Взаимопомощь по ходу рисования. В двух парах всю работу делал один ребенок, раскрашивая и свою, и чужую рукавичку. В четырех парах дети рисовали каждый своими материалами, не делясь со своим напарником. В пяти парах, один выполнял задание за двоих (но это происходило в основном под конец выполнения задания). Причинами такой разносторонней работы могли послужить следующие аспекты:

-низких уровень взаимоотношений между членами пар, т.е. дети могли плохо ладить друг с другом или же у них мало общих интересов;

-отсутствие интереса партнёра к выполнению данной работы;

-дети больше внимание уделяли обсуждению тематики рисунка, а не его воплощению на силуэтах, что способствовала третьему виду работы (где один выполнял работу за двоих под конец);

-не умение детей делится друг с другом, а также не умение обращаться с чужими вещами.

  1. Эмоциональное отношение к совместной деятельности Дети выполняли задание в относительной тишине (т.е. не ругались, тихо переговаривались), то есть мы можем сделать вывод о заинтересованности в выполнении заданий. У большинства детей на рукавичках была изображена зимняя тематика. Выбор темы зимы закономерен, так как, во-первых, для работы предлагались варежки, а во-вторых, наше исследование проводилось в феврале-марте.

После проделанной работы нами были предложены некоторые рекомендации для развития способностей детей к взаимодействию и сотрудничеству:

С одной стороны, необходимо предлагать больше учебных и внеучебных заданий, выполняемых в составе групп или пар постоянного и сменного состава (динамические пары, коллективный способ обучения, урок организации групповой работы). Использовать в обучении приемы, позволяющие ученикам взаимно обучаться и формировать навыки взаимного контроля, саморегуляции, совместной деятельности и т.п.

С другой стороны, необходимо вести работу по развитию способностей каждого младшего школьника. Развитие предметно-практической сферы индивидуальности предполагает развитие способностей, умений и навыков во всех видах деятельности, общения, поведения (общеучебные, коммуникативные, познавательные, организаторские, управленческие и др.) [2]. Способность ребенка к взаимодействию с другими, в конечном итоге, влияет на развитие всех сфер его индивидуальности.


Литература

  1. Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования

коммуникативных умений у младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Калининград, 2003. - 206 c

  1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: практическое пособие. - М.: Владос, 2001.

  2. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие. - Калининград: Изд-во КГУ, 2000.