Характерные для настоящего времени тенденция к повышению проблемного обучения свидетельствует о том, что решение текстовых задач правомерно занимает все более ведущее место в обучении математике. Нередко определяя его формы и методы, в которых основной акцент ставится на самостоятельное усвоение школьниками учебного материала, на формирование их математического развития.
Процесс решения текстовых задач, рассматриваемых в школе, позволяет объединить многие детали курса математики, проиллюстрировать разнообразные аспекты курса в ходе их решения, в частности в заданиях ЕНТ. Именно поэтому изучение методов решения задач входит составной частью в содержание обучения математике в школе.
Просмотр содержимого документа
«Научно-методические принципы использования текстовых задач в преподавании алгебры»
Научно-методические принципы использования текстовых задач в преподавании алгебры
Куренова Назгуль Клышбаевна
учитель математики Затобольской средней школы №1,
специалист высшего уровня квалификации
первой категории
Характерные для настоящего времени тенденция к повышению проблемного обучения свидетельствует о том, что решение текстовых задач правомерно занимает все более ведущее место в обучении математике. Нередко определяя его формы и методы, в которых основной акцент ставится на самостоятельное усвоение школьниками учебного материала, на формирование их математического развития.
Процесс решения текстовых задач, рассматриваемых в школе, позволяет объединить многие детали курса математики, проиллюстрировать разнообразные аспекты курса в ходе их решения, в частности в заданиях ЕНТ. Именно поэтому изучение методов решения задач входит составной частью в содержание обучения математике в школе.
Ярко выражено явное противоречие между необходимостью развития математического мышления учащихся на основе обучения решению текстовых задач, отсутствием необходимых материалов в школьных учебниках и недостаточной разработанностью данного вопроса в методической науке.
Этим и определяется актуальность проблемы, которая заключается в выявлении методических особенностей процесса решения текстовых задач на их основе установить соответствующие компоненты математического развития школьников.
Методологической основой исследований являются исследования психолого-педагогической науки, возрастной физиологии, основ дидактики, а также теории развивающего обучения, поэтапного формулирования умственных действий и передовой педагогический опыт учителей.
Цель данного исследования заключается в изучении научно-методических принципов использования текстовых задач в преподавании алгебры и в обосновании необходимости введения инновационных процессов в методические приемы решения текстовых задач.
Если в процессе обучения решение текстовых задач обеспечить реализацию принципов уровневой дифференциации, проблематизации и занимательности, алгоритмизации, поэтапного формирования умственной деятельности, включая в методику задач такие разновидности текстовых задач, как задачи на движение, задачи на сплавы и смеси, задачи на совместную работу и задачи на числовые зависимости, как основополагающие, то это будет способствовать качественной реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач.
При решении текстовых задач ученик обучается применять математические знания к практическим нуждам, готовится к практической деятельности в будущем, к решению задач, выдвигаемых практикой, повседневной жизнью. Почти во всех конструкторских расчетах приходится решать математические задачи, исходя из запросов практики. Исследование и описание процессов и их свойств невозможно без привлечения математического аппарата, т. е. без решения математических задач. Текстовые задачи решаются в физике, химии, биологии, сопротивлении материалов, электро- и радиотехнике, особенно в их теоретических основах, и др.
Список использованной литературы:
Штыхлина Н. И опять о задачах./Математика-№11.-2004г
О.Ситникова. Задачи на сплавы и смеси. /Математика- №17.-2004г
Аббатов Н.Т.Методы решения задач по математике. Алгебра.- Костанай, 1998г.
Кожевников Е.А.Система задач, направленная на формирование математической культуры учащихся при изучении понятий./ Вестник КазНУ. Сер. Педагогические науки №1(12), 2004г.
Габелева Е. Как помочь ученику ориентироваться в задачах./ Учитель №1, 2004г.
Хабибуллин К.Я. Практическое применение технологии УЕ на уроках математики / Школьные технологии №2, 2002г.
Левитас Г.Г. Решение текстовых задач с помощью уравнений /Начальная школа №1, 2001г.