СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса в области "Естествознание"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может представлять интерес как для руководителей методических объединений , так и для учителей- предметников.  Методическая работа является важнейшим средством достижения требований образовательного стандарта средней школы и повышения педагогического мастерства учителей. связующим в единое целое всю систему работы школы.  

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса в области "Естествознание"»

Научно-методическое и информационное обеспечение

образовательного процесса


Волкова Л.В. заведующая

кафедрой естественных наук

МАОУ "Школа 5" г.Ростова-на-Дону.



Важнейшим средством достижения требований образовательного стандарта средней школы и повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является научно-методическая работа. В связи с необходимостью в современных условиях рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания значительно возрастает её роль.


Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в области естественных наук характеризуется рядом характерных особенностей, оно


• включает подготовку учебной и научной литературы,

учебно-методической документации и обеспечение ею всех участников образовательного процесса;

• должно соответствовать содержанию обучения, определенным стандартами образования;

• осуществляется методическим советом школы, руководителем предметной кафедры;

• применяется педагогическими работниками при подготовке рабочих программ, дидактических и диагностических материалов по предметам естественного цикла.


Научно-методическое обеспечение учебного процесса состоит из^


• нормативно правовых актов в области образования ( Закон об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт, Профессиональный стандарт педагога, Положениие об аттестации педагогических работников, Нормативы Санпина, должностных обязанностей учителя);

•стандартов среднего образования;

• учебных планов;

• учебных программ по всем дополнительным учебным дисциплин;

• учебников и учебных пособий;

• инструктивно-методических материалов к семинарским, практическими лабораторным занятиям и проектной деятельности;

• диагностических заданий для самостоятельной работы учащихся по учебным дисциплинам;

•контрольных работ по дисциплинам для проверки уровня усвоения учебного материала;

• методических материалов для учителей и учащихся.


При планировании методической работы кафедры естественных наук были выбраны формы деятельности, которые реально позволяют решать научно методические и образовательные проблемы и задачи, стоящие перед преподавателями естественных наук школы.


Поставленные перед коллективом задачи решаются через совершенствование методики проведения уроков, внедрение новых форм и методов обучения, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой, новыми приемами и формами работы.


В методической работе кафедры естественных наук школы используются следующие формы работы:


1. Методическое сопровождение при подготовке учебных программ.

1. Работа учителей над темами самообразования.

2. Подготовка и проведение открытых уроков их анализ.

3. Творческие отчеты учителей по проблемам содержания образования и реализации предметных программ.

4 . Сопровождение в проектной деятельности.

5. Методическое сопровождение деятельности педагогов в ходе проведения Предметных недель.

6. Индивидуальные беседы с учителями, обсуждение методических статей и матералов.

7. Подготовки учителей к аттестации.

8. Оказание методической помощи молодым специалистам.


В 2015-2016 учебном году для углубления методического ядра преподавания естесственных запланированы тематические заседания и семинары кафедры. Формы проведения семинаров были различные: «круглый стол», лекция, устный журнал. В 2015-2016 учебном году продолжается работа по формированию банка данных использования новых образовательных технологий в деятельности педагогов школы (в форме отчетов и анализа).

Кафедра работает над своей методической темой «Внедрение новых технологий обучения, нацеленных на развитие творческих способностей школьников», которая тесно связанна с методической темой школы и в своей деятельности ориентируется на организацию методической помощи учителям в межкурсовой период.

Работа кафедры естественных наук направлена на развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся, применение здоровьесберегающих технологий обучения, на повышение уровня самообразования каждого учителя.


На заседаниях кафедры рассматривались следующие вопросы:


- качество образования;

- совершенствование педагогического мастерства учителя;

- инновационные методы работы: изучение и обобщение опыта.


Методическая деятельность кафедры естественных наук направлена на решение следующих задач:


1. Совершенствование методики ведения урока.

2. Воспитание у учащихся интереса к предмету, развитие творческих способностей, логики мышления в ходе урока и во внеурочное время через кружков и консультаций по предметам.

3. Знакомство с новыми методикам и педагогическими технологиями.

4. Совершенствование и разработка дидактического и раздаточного материала.

5. Применение тестовых технологий в рамках перехода на ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе.

6. Оказание помощи молодым специалистам.


Продолжается работа по оформлению кабинетов, накоплению дидактического материала.

Важным направлением работы кафедры естественных наук является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через районные семинары и курсовую подготовку.


Научно методическое обеспечение преподавания естественных наук создает условия для осуществления инновационной деятельности. Инновационные процессы в области естественных наук в школе в текущем учебном году представлены


1. В содержании образования:


- Введением курсов биологии и географии в соответствии с ФГОС ООО в 5 классе.

- Расширением системы естесственно-научного образования за счёт организации платных образовательных услуг по курсу " Технология решения задач по совершенствованию навыков работы с картографическими источниками знаний".


2. В образовательных технологиях:


- продолжением внедрения тестовых технологий, компьютерных, личностно-ориентированных дифференцированных технологий;

- использованием на различных уроках (химия,физика, ОБЖ, география, биология) компьютерных технологий;


3. В управлении:


- созданием пакета документов административной и диагностической деятельности в электронном виде, компьютеризацией учебного процесса.


Таким образом, научно-методическое сопровождение образовательного процесса способствует совершенствованию профессиональной компетентности учителя, что, в свою очередь, помогает раскрывать способности, интеллектуальный и творческий потенциал каждого ученика.


Для информационного обеспечения образовательного процесса кафедра естественных наук активно использует современные информационные ресурсы педагогического профиля, размещенные в русскоязычной зоне Интернета. Эти всероссийские образовательные порталы созданы в целях оказания всесторонней методической помощи работникам образования, обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей. Они призваны решать задачу концентрации, систематизации интернет-материалов в сфере образования и обеспечения их доступности.


Это, например, такие интернет-ресурсы, как:


Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru);


Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru);


Портал современных педагогических ресурсов (http://www.intellect-invest.org.ua/);


Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru);


Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ» (www.методкабинет.рф);


Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru);


Естесственно-научный образовательный портал (http://www.en.edu);


Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (http://www.ict.edu.ru);


Российский портал открытого образования (http://www.openet.edu.ru);



06.11.2015г.