Тема: «Компьютер. Назначение и возможности основных устройств компьютера» (5 класс, 4 блок)
Цель: изучить основные устройства компьютера, , принципы взаимодействия устройств ПК, формирование системного мышления, восприятия компьютера как инструмента информационной деятельности человека. развитие познавательного интереса.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка д/з.
Изучение нового.
По своему назначению компьютер – универсальное техническое средство для работы человека с информацией.
Компьютер включает в себя устройства, выполняющие функции устройства ввода; устройства запоминания – память; устройство обработки – процессор; устройства вывода.
устройства ввода и вывода информации :клавиатура, мышь, джойстик, сканер; монитор, принтер, динамики. Информация через устройства ввода попадает в память, процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает результаты обработки в память, полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку. Важнейшее отличие компьютера от человека состоит в том, что он работает с данными по заложенной в него программе.
Компьютерная память. У компьютера различают два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная).
Внутренняя память состоит из двух частей ОЗУ и ПЗУ. Они располагаются в материнской плате. ОЗУ для временного хранения данных, работает в режимах записи, считывания. Основной характеристикой является ее объем, влияющий на скорость работы компьютера. Информация в ПЗУ «зашивается» в процессе создания компьютера. Включает в себя программы запуска, остановки компьютера, тестирования устройств, управления работой процессора и др. устройств.
Внешняя память – это устройства хранения информации на различных носителях.
- какие современные носители информации вы знаете? (диски, флэш-память). (слайд 5).
Важнейшими устройствами внешней памяти являются накопители на магнитных дисках (НМД), или дисководы, которые действуют аналогично магнитофону, во время работы которых диск с информацией вращается. (учитель показывает расположение дисководов на системном блоке и примеры дисков, дискет). Другой вид внешних носителей – лазерные диски. Отличие магнитных и лазерных дисков в способе записи и чтения информации. Сначала появились лазерные диски, на которые можно было только один раз сделать запись (CD-ROM), позже изобрели перезаписываемые диски (СD-RW). Теперь существуют и двухсторонние лазерные диски.
Взаимодействие устройств компьютера.
Микропроцессор – основная «деталь», миниатюрная электронная схема, находится в системном блоке. Там же располагается внутренняя память, блок питания, дисководы, контроллеры внешних устройств. К системному блоку подключаются клавиатура, монитор, мышь, динамики, проектор и многое другое. Все внешние устройства взаимодействуют с процессором через специальные блоки – контроллеры устройств, у каждого свой. контроллер, позволяющий подключать различные виды устройств: монитор, принтер, клавиатуру, флэшки и др. – универсальный разъем USB.
Каждое подключаемое к компьютеру устройство имеет свой номер, выполняющий роль адреса этого устройства. Информация , передаваемая от процессора к устройству, сопровождается его адресом и подается на контроллер, который управляет работой устройства. Такой принцип называется магистральным принципом взаимодействия.
Устройства ввода:
клавиатура – устройство для ввода числовой и текстовой информации, имеет 104 клавиши.
мышь, трекбол, тачпад, графический планшет – устройства ввода графической информации, предназначенные для работы с графическим интерфейсом современного компьютера.
сканер – устройство для оптического ввода графической информации.
цифровые камеры, фотоаппараты и ТВ-тюнеры - устройства ввода фото- и видеоизображений непосредственно в цифровом формате.
микрофон и звуковая карта – для ввода звуковой информации и преобразования звука из аналоговой формы в цифровую.
Устройства вывода:
ЭЛТ-монитор (с электронно-лучевой трубкой) подключается к видеокарте и отображает на экране содержимое видеопамяти с помощью пучка электронов, находящегося под напряжением в несколько киловолт и падающего на внутреннюю поверхность монитора, покрытую люминофором. Пучок построчно пробегает весь экран, создавая растры, размером от 0,22мм с частотой 75 раз в секунду (Гц) и более. (Это вредно! + электро-магнитные излучения, особенно сзади).
LCD-мониторы (жидкокристаллические) сделаны из жидкого вещества со свойствами кристаллов – могут упорядочивать ориентацию молекул, вследствие чего изменяются свойства светового луча, проходящего сквозь них. Не вредны для глаз (нет излучения и мерцания).
принтеры – устройства вывода информации на бумагу:
матричные – ударного действия, матрица иголок под воздействием магнитного поля выталкивает част иголок, которые бьют по бумаге через красящую ленту. Медленно, много шума, плохое качество, но зато – любая бумага.
струйные – формируют изображение из чернильных капель (в том числе и цветных). Мало шума, несколько страниц в минуту, фотографическое качество, но высокие требования к качеству бумаги, высыхание сопел при простое, напечатанные листы нужно оберегать от воды.
лазерные – лазерный луч намагничивает участки на барабане, к которым притягивается порошок нужного цвета, заряженный противоположно. Затем барабан оставляет оттиск на бумаге (под действием электромагнитного поля порошок плавится и прикипает навсегда).
плоттеры – для вывода широкоформатных плакатов, чертежей и т.д. Принцип – как у струйного.
Практическая работа
Измерение информации, виды информации
Д/З