СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Не пропадёт ваш скорбный труд»: восстание декабристов в произведениях литературы. А.С. Пушкин. «19 окт. 1827» («Бог помочь вам, друзья мои…»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родной литературы в 10 классе подготовлен в соответствии с ФГОС и представлен в виде технологической карты. В занятии предусмотрены мини-лекция учителя, индивидуальное сообщение уч-ся, выразительное чтение, эвристическая беседа, исследовательские задания, практическая работа с текстами художественных произведений, аналитическое задание по материалам литературной критики, творческая деятельность обучающихся

Просмотр содержимого документа
««Не пропадёт ваш скорбный труд»: восстание декабристов в произведениях литературы. А.С. Пушкин. «19 окт. 1827» («Бог помочь вам, друзья мои…»)»

№2 Родная литература, 10 класс Дата:………….


Технологическая карта урока


Тема урока

«Не пропадёт ваш скорбный труд»: восстание декабристов в литературе. А.С. Пушкин. «19 окт. 1827» («Бог помочь вам, друзья мои…»)

Цели

Актуализовать, углубить знания уч-ся об историческом и культурном содержании жизни России первой трети 19 в., о восстании декабристов и его отражении в русской литературе; помочь понять идею, авторскую позицию в стих-ии Пушкина, традиционные черты раскрытия литературного образа в повести Паустовского

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена общества; понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку;

метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения

предметные результаты: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях; иметь представление о лирическом произведении; выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в произведении; владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы; формулировать собственное отношение к прочитанному; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции; владеть различными видами чтения

Методы и формы обучения

Слово учителя, выразительное, комментированное чтение, работа с текстом, беседа; создание проблемных ситуаций; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др.

Ресурсы

http://uroki.net/, http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/; учебник, тетрадь, презентация

Организационная структура (сценарий) урока


Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

Слушают учителя.

Готовятся к восприятию учебного материала.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы; определение цели урока

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Организует повторение пройденного.

1) Учебный диалог по теме «Родная литература как часть национальной культуры» (работа в парах)

2) Индивидуальное задание: составить план ответа по теме «Русские духовные ценности в родной литературе»

Выполняют предложенные задания.

К.: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии д-ти.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Выявление места и причины затруднения

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа


1) Постановка учебной задачи (коллективная работа)

  • Прошлое и будущее… Как они могут быть объединены? (произведения литературы)

  • Каковы функции литературы?

Обдумывают ответы на вопросы









Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-след-ственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Организует беседу по постановке целей урока

1. Совместное целеполагание.

  • Актуализировать…

  • Формировать… Совершенствовать…

  • Воспитывать…

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

  1. Слово учителя по актуализации знаний уч-ся + установка уч-ся: составлять краткий план мини-лекции

Декабристы — участники российского антиправительственного движения, члены тайных обществ II половины 1810-х — первой половины 1820-х годов, организовавшие на Сенатской площади в Петербурге восстание 14 (26) декабря 1825 года и получившие название по месяцу восстания.

Начиная со II пол. 1810-х гг. часть представителей русской знати и дворян считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде существовала система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовали:

- знакомство многих офицеров, участвовавших в Заграничном походе русской армии для разгрома Наполеона, с политической и общественной жизнью в государствах западной Европы;

-влияние зап. писателей эпохи Просвещения: Вольтера, Руссо, Монтескьё, Ф. Вейсса;

  • несогласие с политикой правительства императора Александра I.

Идеология декабристов не была единой, но в основном была направлена против самодержавия и крепостного права. При этом Декабрьское движение было тесно связано с польскими тайными обществами, с которыми с 1824 года имело соглашение о совместном восстании.

Среди этих тревожных обстоятельств стали обнаруживаться всё яснее нити заговора, покрывшего, как сетью, почти всю Российскую империю. Генерал-адъютант барон И. И. Дибич, как начальник Главного штаба, принял на себя исполнение необходимых распоряжений; он отправил в Тульчин генерал-адъютанта Чернышёва для ареста главнейших деятелей Южного общества. Между тем в Петербурге члены Северного общества решились воспользоваться междуцарствием для достижения своей цели водворения республики при помощи военного мятежа.

Здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге

Отречение от престола царевича Константина и новая присяга при восшествии на престол императора Николая признаны были заговорщиками удобным случаем для открытого восстания. Чтобы избежать разномыслия, постоянно замедлявшего действия общества, Рылеев, князь Оболенский, Александр Бестужев и другие назначили князя Трубецкого диктатором. План Трубецкого, составленный им совместно с Батенковым, состоял в том, чтобы внушить гвардии сомнение в отречении царевича и вести первый отказавшийся от присяги полк к другому полку, увлекая постепенно за собой войска, а потом, собрав их вместе, объявить солдатам, будто бы есть завещание почившего императора — убавить срок службы нижним чинам и что надобно требовать, чтобы завещание это было исполнено, но на одни слова не полагаться, а утвердиться крепко и не расходиться. Таким образом, мятежники были убеждены, что если солдатам честно рассказать о целях восстания, то их никто не поддержит. Трубецкой был уверен, что полки на полки не пойдут, что в России не может возгореться междоусобие и что сам государь не захочет кровопролития и согласится отказаться от самодержавной власти.

14 (26) декабря 1825 началось восстание, которое было в тот же день подавлено (расстреляно картечью). По данным чиновника по особым поручениям МВД С. Н. Корсакова, в этот день погибло 1271 человек.




Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно-следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями, отве­чают на вопросы. Делают необходимые записи.


К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы.

Физкультминутка


Выполняют физкультминутку


Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Организует работу по обобщению и систематиза­ции знаний и формированию рациональных способов при­менения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстриру­ющих природу изучаемого явления.


1. Инд. сообщение уч-ся «Пушкин и декабристы»

  1. Слово учителя

Известно, что стихотворение «Бог помочь вам…» сочинено к годовщине основания Царскосельского Лицея и в авторском чтении на собрании лицеистов. Оно было воспринято как спонтанная импровизация. Е.А. Энгельгардт: «Пушкин [...] на лицейской сходке [...] сделал экспромт, который так мил, что я в прозаической своей памяти сохранил его [...]».

Однако, глубокая продуманность композиции, отточенность формы и наличие разночтений между ранними списками и окончательной редакцией говорят о тщательной подготовленности этого «экспромта» и о длительном целенаправленном его совершенствовании.


  1. Выразительное чтение стихотворения «Бог помочь вам…»


  1. Эвристическая беседа + исследовательское задание

  • Как вы поняли стих-ие? Что показалось неясным? О чем заставило задуматься стихотворение? Какие литературные ассоциации вызвало?

  • определите тему, идею произведения. Какие художественные средства помогают автору выразить свое отношение к теме произведения?

  • Текст содержит благословение и перечень ситуаций, в которых человеку нужна Божья помощь. Перечень этот дан в строго систематизированном виде. Попробуйте определить их.

Вариант:

Текст содержит благословение и перечень ситуаций, в которых человеку нужна Божья помощь. Перечень этот дан в строго систематизированном виде.
В первой строфе названы благоприятные ситуации в порядке нарастания их субъективной значимости:

- продвижение в карьере («царская служба») лучше и важнее, чем просто

- повседневная рутина («заботы жизни»),

- дружеские пиры на ценностной шкале выше карьеры,

- а любовь занимает максимально высокое положение.


Во второй строфе ситуации выстроены в порядке возрастания их неблагоприятного отрицательного значения:

- после абстрактно-неопределенного («бури»)

- следует «житейское горе»,

- потом хуже - изгнание,

- еще хуже — одиночество среди враждебных стихий и,

- наконец, худшее: «мрачны пропасти земли», что надо понимать как могилы.


  1. Мини-исследование (работа в парах с раздаточным материалом с последующим обсуждением)

Изучите материал. Как он помогает углубить понимание идеи стихотворения Пушкина?

Откуда пошла традиция трактовать «мрачны пропасти земли» как сибирские рудники? Несомненно, она восходит к фразе из воспоминаний И. И. Пущина: «И в эту годовщину в кругу товарищей-друзей Пушкин вспомнил меня и Вильгельма, заживо погребенных, которых они не досчитывали на лицейской сходке» (Григорий Ганзбург)





Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно-следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями, отве­чают на вопросы.




Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе; оце­нивают усваиваемое содер­жание.

Р.: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления.

К.: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

Этап самостоятельной работы

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

  1. Практическая работа: исследовательская работа с текстом

  • Вспомните исторический контекст создания стих-ия. Предположите, как еще можно понять образ «мрачные пропасти земли».

Обобщение:

Относительно смысла заключительной строки стихотворения в литературе утвердилась трактовка, приписывающая фразе «в мрачных пропастях земли» конкретный злободневно-политический подтекст. Под мрачными пропастями земли принято понимать сибирские рудники, в которых работали осужденные на каторгу декабристы из числа лицейских соучеников Пушкина (таковыми называют И. И. Пущина и В. К. Кюхельбекера).

  1. Аналитическое задание: сравните, что пишут о стихотворении «19 октября 1827» (и специально о его последней строке) разные литературоведы. Сформулируйте вывод = работа в парах с раздаточным материалом

1) Ю. Г. Оксман и М. А. Цявловский: «[...] в последнем стихе имеются в виду лицейские товарищи Пушкина, приговоренные к каторжным работам декабристы И. И. Пущин и В. К. Кюхельбекер».


2) И. И. Замотин: «В стихотворении "19 октября 1827 г." [...] Пушкин, обращаясь с приветом к своим товарищам по Лицею, разбросанным по разным местам и переживающим неодинаковую участь, вспоминает и декабристов его лицейского выпуска, томящихся на каторге в далекой Сибири».


3) Э.Э. Найдич: «Стихотворение Пушкина "19 октября 1827" [...] в последней своей строке содержит привет его товарищам-декабристам, находившимся в сибирской ссылке».


4) Б. Мейлах: «В написанном к лицейской годовщине стихотворении "19 октября 1827" вспоминаются друзья, находившиеся на каторге — "в мрачных пропастях земли"».


5) В.Г. Костин: «В двух четверостишиях дана яркая характеристика того положения, в котором находились друзья по лицею в годы реакции. Здесь сказано и о тех, в судьбе которых ничего не изменилось: они находились в обычных "заботах жизни, царской службы"; и о тех, которые за свою революционную деятельность были жестоко наказаны, томились в застенках и каторжных рудниках — "в мрачных пропастях земли". К последним относились декабристы Пущин и Кюхельбекер.»


6) Д. Благой: «[…]стихотворение "19 октября 1827", заканчивающееся, в прямой перекличке с посланием в Сибирь, новым задушевным приветом тем друзьям-декабристам, кто томится "в мрачных пропастях земли"».


7) Я.Л. Левкович: «[...] к каждой строке стихотворения может быть дан реальный комментарий. "В краю чужом" (в первоначальном варианте "в стране чужой") в это время были Ломоносов и Горчаков, в «пустынном море» — Матюшкин, который осенью 1827 г. завершил кругосветное плавание на шлюпе "Кроткий", "в мрачных пропастях земли" — Пущин и Кюхельбекер».


8) И. Ю. Юрьева: «[...] этой стихотворной молитвы за друзей-лицеистов, среди которых были и декабристы, заточенные "в мрачных пропастях земли"».


  1. Творческое задание: словарная работа в парах с последующим обсуждением

Подберите словарный ряд по теме урока с учетом направления развития темы: свобода.


  1. Аналитическое задание = в группах с последующим обсуждением, взаимодополнением

Задания:

- расскажите кратко о судьбе декабристов после восстания 1812 г. (см. дополнительный материал)

- дайте краткий пересказ романа «Северная повесть»

Роман «Северная повесть» написан в трех частях. Описание начинается с периода восстания декабристов. Морской офицер Бестужев живет на Камчатке, в ссылке, у смотрителя маяка. Он познакомился с его дочерью Анной, а через некоторое время влюбился в нее. На праздновании очередного мероприятия, командир подразделения Киселев оскорбляет Анну. Бестужева такой поступок выводит из себя. Он вызывает на дуэль Киселева. Во время дуэли офицер погибает от руки своего командира. Возлюбленная нашла письмо, где Бестужев писал о своих чувствах к ней и просил прощения за то, что не предупредил о дуэли.

Во второй главе, события разворачиваются через 90 лет. Александр Щедрин – выпускник морского института. Прибывает на Аландские острова. Знакомится с местным рыбаком Петером и его женой Мартой. Однажды за разговором они выясняют интересную историю. В те времена дед Петера помог дедушке Александра Николаю Щедрину пересечь границу. Этим человеком оказался Павел Бестужев, невеста которого Анна родила мальчика, отца Петера. У рыбака сохранилось даже письмо, которое написал его дед, незадолго до гибели, невесте Анне.

Третья часть повествует о художнике Тихонове. Однажды он участвовал в культурном мероприятии по открытию художественных академий. На праздничное событие были приглашены несколько поколений моряков. Приехал Щедрин с дочерью Петера и Марты – Мари Якобсон. За разговором узнается еще одна подробность. Оказывается, дед художника Тихонова был похоронен в одной могиле с Бестужевым в 1826 году.

В своей повести Паустовский показал три семьи, судьбы которых переплелись через многие года. А представители этих семей совершенно случайно встретились в один день, на праздничном мероприятии. Эта замечательная повесть учит читателя настоящей любви, без предвзятого отношения, чести, доблести и достоинстве.


- обратитесь к эпизодам романа Паустовского из части 1 (см. дополнит. материал):

  1. Встреча Солдат Семен Тихонов с обессиленным офицером матросом («спасаемся от царской петли»)

  2. Наказание шпицрутенами Тихонова

  3. Эпизод дуэли Бесстужева и Киселева

  4. Письмо Бесстужева Анне

  • Какие традиции русской классики в изображении героев продолжает К.Паустовский; какие литературные ассоциации вызывают?

1 – гуманизм

2 – толстовский р. «После бала»: наказание татарина

3 – Пушкин, Лермонтов: эпизоды дуэли

4 – Пушкин

  • С какой целью автор вводит в повествование описание природы?




Выполняют задание, презентуют самостоятельную работу.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по плану.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.


  1. Аналитическая работа: обобщающая беседа (коллективная работа):

  • Почему русские поэты не обошли вниманием декабристское восстание?

  • Каковы художественные особенности стих-ия А.С. Пушкина «19 октября 1827»?

  • Какие литературные традиции развивает Паустовский в романе «Северная повесть»?

  • Какие черты Паустовский считает важными в декабристах?





Выполняют задание.



К.: сотрудничество в поиске, обра-ботке информации; определение правильности выполнения заданий; построение высказывания.

Р.: включение в д-ть по составлению связного речевого высказывания.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап рефлексии

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения»:


1) Стратегия «Свободный микрофон»:

- как проявляется свободолюбие Пушкина в стих-ии?


2) Выставление отметок (с комментированием)

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.

Домашнее задание

1)Задает д/з:

  • ответ по теме с аналитическим чтением стих-ия А.С. Пушкина;

  • ответ по теме с анализом эпизода – по роману Паустовского «Северная повесть»

Комментирует задание (при необходимости)

П.: соотносят д/з с изученным материалом

Р.: оценивают степень сложности;

К.: формулируют вопросы по д/з.



Александр Пушкин

19 октября 1827

Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли! 1827 г.


10