Тема урока. НЕ с существительными.
Цель урока. Познакомить с правописанием НЕ с существительными, уметь определять условия выбора написания, различать приставку не-, частицу не, не – часть корня, развивать стремление выработки положительных черт характера, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование. Компьютерная презентация, карточки, диск «Фраза».
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
1.Зачитать сочинение на тему: «Первый раз в музее ( в гостях, в театре, школе…)
2. Рецензия на сочинение.
11. Работа над новым материалом.
1.Открытие презентации (Тема урока. П. 43. Не с существительными.)
Материал для наблюдения:
- В каком предложении НЕ является приставкой, а в каком – частью слова?
А) Нерешительность вратаря привела к проигрышу команды.
Б) Ненастье задержало наш отъезд.
В) Не силой борются, а умением.
- Назвать однородные члены в третьем предложении.
-Каким союзом связаны?
2.Обозначение орфограммы № 32.» (кадр № 2).
1. Ненастье (не употр. без не), небрежность.
Слитно: 2. Неправда (ложь),
Несчастье (горе).
Раздельно: Не друг, а враг.
Чтение правила, стр. 100.
Чтение стихотворения Б. Заходера (Ученица читает наизусть)
- Найти неточность.
Побывал я однажды в стране, где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением: что за лепое положение!
Но кругом было тихо – тихо, и кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки голубые цвели забудки.
И погода стояла настная, и гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже, пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха шёл умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей шли суразный Дотёпа и Вежа.
И навстречу всем утром рано улыбалась Царевна – Смеяна.
Очень жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ.
5.Работа по учебнику. Упр. №215. Подбор синонимов.
111. Закрепление материала.
1.Работа со словарём С. И. Ожегова.
Подобрать существительные по лексическому значению:
- Грубый невоспитанный человек (невежа)
- Человек, которому не сидится на месте (непоседа)
- Недоучившийся человек (недоучка)
- Неуклюжий, неловкий человек (недотёпа).
- Что объединяет записанные слова? (Сущ. общего рода)
2. Кадр презентации. Цифровой диктант.
1 вариант. Пишутся слитно – (1, 3).
2 вариант. Пишутся раздельно- (2, 4).
(Не)счастье состарило его за один год.
(Не) везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в учении.
Бабушка рассказала много (не)былиц.
Глупость (не) порок, а беда.
3. Индивидуальная работа у компьютера.
Диск «Фраза», (2- 3 человека).
4. Кадр презентации. Самостоятельная работа.
- Перепишите, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой НЕ_.
Ложь не поможет. Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нём всякие выдумки.
Слова для справок: неприятель, неправда, недруг, небылицы.
5.Работа по карточкам. Объясни пословицу:
(Не) место красит человека, а человек место.
(Не)правдой (не) проживёшь.
(Не)друг поддакивает, а друг спорит.
6. Кадр презентации. - Отгадай загадку:
(Не) дерево, а с листочками, (не) рубашка, а сшита, (не) человек, а рассказывает.
Трещит, а (не) кузнечик, летит, а (не) птица, везёт, а (не) лошадь.
(Не) море, (не) земля, а кораблям плавать нельзя.
Обобщение. Кадр презентации.
- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Когда НЕ с существительными пишется слитно?
- Когда НЕ пишется раздельно?
4. Задание на дом. Параграф 43. Упр. №242.
Придумать сказку про частицу НЕ и приставку НЕ-