Нейропсихологический подход при коррекции дисграфии у детей с ОВЗ
Изучение нарушений письменной речи не теряет актуальности в современной логопедии. С каждым учебным годом количество детей с дисграфией увеличивается.
У детей возникают трудности при освоении программного материала, не из-за нежелания воспринимать материал, а вследствие слабого взаимодействия левого и правого полушария головного мозга. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологического подхода.
Нейропсихология позволяет выявить причины этих нарушений и помогает выстроить цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения письму, к которым относятся:
- готовность к переработке слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации;
-зрелость серийной организации движений и действий;
-формирование программирования и контроля произвольных действий.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение, а так же является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Использование нейропсихологических методов и приёмов на логопедических занятиях, даёт возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу.
Исходя из данных логопедической диагностики на начало прошлого учебного года были получены следующие результаты учета специфических ошибок письма.
Для продуктивной коррекции дисграфии в своей работе мы стали применять комплекс упражнений на развитие межполушарного взаимодействия.
Развитие межполушарного взаимодействия происходит через кинезиологические упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно. Данные упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействуют запоминанию, повышают стойкость внимания, создают положительный эмоциональный фон, улучшают процесс письма.
Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. 1 поза - сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь).
Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Окей-класс Одна рука –в кулаке, большой палец вверх (класс), вторая рука- кольцо из большого и указательного пальца, хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот»
При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения.
Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Заниматься необходимо систематически.
Нейрозадания, которые направлены на развитие
Межполушарного взаимодействия
Внимания
Гипкость мышления
Координации
Пространственной ориентировки
Зрительно- моторной функции
Графомоторных навыков
«Алфавит»
Под каждой буквой есть одна из трех пометок: Л, П,О
Пометки указывают на движение рук.
Л- поднять левую руку
П-поднять правую руку
О- поднять обе руки вверх.
Нужно одновременно произнести букву и сделать движение, что указано под ней, надо пройти весь алфавит сначала до конца, а потом вернуться назад от конца к первой букве, можно называть буквы по столбика, по строчкам и вразброс.
«Пальчики»
Ребенок должен положить свои ладошки на поле, где нарисованы правая и левая ладони.
Над каждым пальцем нарисован кружок определенного цвета. Педагог показывает две карточки с цветными кружочками, ребенок, удерживая ладони на поле, должен поднять один палец на левой и один палец на правой руке, цвета который указан на карточках.
«Циферблат»
Ребенок вращает стрелочку и двуми руками показывает положение рук, которое ему выпало на поле.
Пальчиковый твистер
Дети выполняют задание одновременно двумя руками, ориентируясь на рисунок: один прямоугольник пальцы вместе, два маленьких прямоугольника пальцы врозь.
Нейроклассики, дети простукивают двумя руками одновременно в соответствии с цифрами.
Лабиринт
Дети выполняют задания по схеме.
НейроПрописи Узоровой и Нефедовой.
Они представляют собой графические задания, построенные на основе активизации визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. Поэтапное выполнение заданий правой, левой рукой, двумя руками одновременно обеспечивает включенность в работу обоих полушарий головного мозга.
А так же способствуют развитию зрительного анализатора, пространственной ориентировки, графических и двигательных навыков, двуручной координации.
Итоговое диагностическое обследование показало, что проведённая коррекционная работа с детьми с ОВЗ с применением нейропсихологического подхода дала положительные результаты.
А так же учителя начальных классов, отметили положительную динамику письменной речи.
Использование нейропсихологических приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
Работу с применением нейропсихологического подхода для коррекции дисграфии у детей с ОВЗ продолжили в этом учебном году.