Программа внеурочной деятельности
«Немецкий —с удовольствием!»
Пояснительная записка
На сегодняшний день иностранный язык является одним из важных компонентов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Иностранный язык способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.
На материале предмета «Иностранный язык» ученики получают возможность не только изучать особенности языка и культуры другой страны, но и сравнивать и находить точки соприкосновения с реалиями своего родного государства.
Рабочая программа по немецкому языку разработана для учащихся 2-го класса и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению.
Первая часть программы создаёт условия для развития интеллектуальных общеучебных умений, позволяет увеличить воспитательную и информативную ценность раннего обучения иностранному языку, проявляясь в более раннем вхождении обучающихся в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке. Актуальность данной части программы обусловлена её практической значимостью: она готовит базу для успешного обучения немецкому языку во 2 классе, мотивирует детей к дальнейшему изучению немецкого языка.
Вторая часть программы направлена на развитие творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка посредством работы над театральными постановками. Театрализация — это ролевая игра, а игра раскрепощает ребенка, стимулирует фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, будит творческую фантазию, делает ребенка более активным, приучает его к коллективным формам работы.
Цели программы:
формирование у учащихся познавательного интереса, творческой активности, положительного отношения к изучению немецкого языка; создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и театральную деятельность посредством немецкого языка.
Задачи программы:
Познавательные:
познакомить детей с культурой Германии (музыка, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации, двигательные способности детей через драматизацию;
развивать артистические способности, творческое воображение и фантазию.
Воспитательные:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
прививать навыки самостоятельной работы, но дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Основные виды деятельности:
игровая деятельность (в т. ч. подвижные игры); чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность;
прослушивание и разучивание песен и стихов; выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
постановка драматических сценок, спектаклей.
Планируемые результаты
Личностные результаты
В результате реализации данной программы, обучающиеся получат возможность для формирования:
познавательного интереса, творческой активности, коммуникативных и социальных навыков, мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений;
мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
проявлять уважение к культуре изучаемого языка, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов коллектива;
принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков;
выполнять правила этикета.
Метапредметные результаты
Обучающиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в учебниках и словарях, самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
составлять элементарные монологические высказывания по образцу, аналогии.
Предметные результаты
Обучающиеся получат возможность научиться:
рассказывать наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
общаться на немецком языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты, речь учителя, одноклассников;
называть предметы, действия и явления, связанные со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге; инсценировать изученные сказки;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Особенности реализации программы
Обучающиеся в игровой форме овладевают основами речевой деятельности - говорением, аудированием, знакомятся с немецкими звуками, получают первые представления о культуре Германии. На начальном этапе вводного курса обучение немецкому языку происходит в устной форме. Устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, вызывает интерес учащихся к предмету и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению немецкого языка, позволяет сосредоточить внимание детей на звуковой стороне нового для них языка, несколько отодвигая графические трудности
Формы учета знаний, умений для оценки
планируемых результатов освоения программы
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения, рефлексия обучающихся.
Форма подведения итогов
Итоговой работой по завершению каждой темы являются открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.
Методические рекомендации
Приоритетными являются задания в игровой форме, что содействует становлению способностей учащихся, создаёт благоприятный психологический климат. Играя, дети легко усваивают сложные понятия, и изучение иностранного языка превращается в яркое увлекательное занятие. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила от первой до последней минуты.
Работа с новыми словами
Желательно, чтобы проговаривание учащимися новой лексики вслед за учителем не носило формальный характер, а приобретало игровой оттенок, например, осуществлялось с разной силой голоса, в разном темпе, с разной эмоциональной окраской. Большое значение имеет «узнавание» слова в речи учителя. Целесообразно работать с рифмованным материалом самого разнообразного характера (рифмовки, считалки, песни), что будет способствовать запоминанию целого пласта языкового материала. Для активизации усвоения необходимо использовать весь арсенал вербальной и невербальной семантизации. Так как мышление детей младшего школьного возраста конкретное, наглядно-действенное, особое внимание следует уделить яркой, красочной наглядности и использованию игрушек.
62
Работа над произношением
Хорошо известно, что в младшем школьном возрасте у ребёнка можно достаточно легко сформировать безакцентное произношение, при этом специальной работы над произношением можно и не проводить, поскольку ребёнок — великий имитатор. Принципиально важно использовать на каждом занятии видео- или аудио-приложения. Дети должны не только правильно произносить то или иное фонетическое явление, они должны также узнавать эти явления в звучащей речи других людей.
Работа над рифмовками и песнями
Песни, стихи, считалки как элемент занятия, нацеленный на конкретную тему, ситуацию, способствуют непроизвольному запоминанию, которое хорошо развито у младших школьников. Следует помнить, что учащиеся ничего не должны повторять, не понимая смысла и содержания совершаемой ими деятельности. Поэтому начинать работу над стихотворением рифмовкой / песней можно следующим образом: учитель предъявляет стихотворение на слух, сопровождая чтение жестами, мимикой, наглядностью, в отдельных случаях переводом, помогающими понять смысл и содержание. Затем дети проговаривают текст построчно вслед за учителем. Режим проговаривания может быть разным: сопровождаться хлопками, жестами, движением и др. При коллективном заучивании текста наизусть возможна игра «Забывчивый учитель»: учитель называет строчку стихотворения. а конец её «забывает», ученики подсказывают окончание.
Работа над грамматическим материалом
11ри овладении новым языковым материалом, в том числе и грамматическим, используется, в основном, имитация. Целенаправленная работа над грамматическим аспектом речи не проводится. Дети усваивают то или иное грамматическое явление в речевом образце. Для изучения, а также для систематизации изученных речевых образцов можно использовать грамматические схемы, где геометрические фигуры обозначают ту или иную часть речи. Однако следует помнить о том, что в этом случае не рекомендуется знакомить детей с грамматической терминологией, а всю работу строить на игровой основе.
Работа над ошибками
К ошибкам следует относиться спокойно и снисходительно. От ошибок ребёнок может избавиться с помощью мягкой подсказки или переспроса. Только поощрение и похвала должны присутствовать на занятиях кружка младших школьников.
Содержание программы
№ | Тема | Речевой / лексический материал |
1 | Привет, это я! | Guten Tag! Hallo! Wie heisst du"' Ich heisse... Ich bin… Und du? Freut mich! Ich mich auch! Wie geht's? Danke, sehr gut! Toll! Prima! Masse! Wohcr kommst du? Ich komme aus Omsk. Auf Wiedersehen! Tschuss! |
2 | Моя семья | Wie heisst dein(e) . ? Die Mutter, der Vater, die Oma. Der Opa. die Schwestcr. der Bruder Meine Mutter heisst .. Wie alt bist du? Ich bin 7 Jahre alt. Wer ist das? Das ist... Das sind. Ist das...? Sind das...? Ja, das ist... Nein. das ist nicht... Числительные 1-12 |
3 | Животные | Животные: der Tiger, der Elefant. der Bar. der Fuchs, der Hund, der Vogel, der Hase, die Katze. die Maus, die Kuh, das Kenguruh. Цвета: rot, weiss, schwarz, grun, grau, blau. braun, gelb Springen. spielen. fliegen. fahren. kommen. gehen. sitzen. essen, fressen, laufen, jonglieren, musizicren. tanzen, singen, lachen. tumen, lesen, schreiben. Das ist ein Tiger. 1st das ein Tiger? Neun. das ist kein Tiger. Ich kann tanzen. Der Bar kann jonglieren. Der Hase ist weiss. |
4 | Сказочные герои | Buratino. Malvina, Karabas. Pjerrot, Artemon, Daumelinchcn, Aschenputtel. Rotkappchcn. Karlson. Zwerg Nase. Frau Holle. Till Eulenspiegel Klein, grop, lustig, traurig. faul. fleissig. schon, hasslich, jung, alt, klug, dumm, tapfer. Wie ist Buratino? Buratino ist lustig. Ist Buratino lustig? Was kann Buratino machen? Buratino kann singen. |
.
Тематическое планирование
Название темы | Всего часом | Теоретические занятия | Практические занятия |
«Давайте познакомимся!» | 34 | 16 | 18 |
1. Привет, это я! | 9 | 4 | 5 |
2. Моя семья | 7 | 3 | 4 |
3. Животные | 10 | 5 | 5 |
4. Сказочные герои | 8 | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | Формы работы | Виды деятельности |
| Привет, это я! ( ч) | | | |
1/1 | Приветствие. Знакомство. | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
2/2 | Приветствие. Знакомство. Прощание. | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
3/3 | Обозначение пола. | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
4/4 | Игра «Жмурки». Знакомство. | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
5/5 | Игра «Репортер». Расскажи о себе. | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
6/6 | Игра «Любопытный Буратино» | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
7/7 | Мой дом. | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
8/8 | Моя комната. | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
9/9 | Мой день | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
| Моя семья (7 ч) | | | |
10/1 | Мои родители. | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
11/2 | Счет | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
12/3 | Мои бабушка и дедушка. | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
13/4 | Братья и сестры. | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
14/5 | Моя любимая игрушка | | фронтальная, ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
15/6 | Семейный альбом. | | проведение выставок | изобразительная деятельность |
16/7 | Проект «Семейное древо» | | проведение выставок | изобразительная деятельность |
| Животные (10 ч) | | | |
17/1 | Домашние и дикие животные | | фронтальная | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
18/2 | Цвет животных. | | индивидуальная | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
19/3 | Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать | | индивидуальная | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
20/4 | Животные в моем доме | | индивидуальная | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
21/5 | Зоопарк. Представление животного: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать. | | групповая, проведение выставок | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
22/6 | Составление коллажа «Зоопарк». | | индивидуальная, работа в парах | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
23/7 | В магазине игрушек. | | сюжетно-ролевая игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
24/8 | Игра «Угадай-ка» (ребусы, загадки, кроссворды о животных) | | игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
25/9. | Игра «Какое животное лишнее». | | игра | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
26/10. | Сказка «Теремок» | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
| Сказочные герои (8 ч) | | | |
27/1 | Б. Гримм «Бременские музыканты» | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
28/2 | Б. Гримм «Госпожа Метелица» | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
29/3 | Б. Гримм «Храбрый Портняжка» | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
30/4 | Б. Гримм «Белоснежка и семь гномов» | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
31/5 | Б. Гримм «Золотой гусь» | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
32/6 | Б. Гримм «Карлик нос» | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
33/7 | Б. Гримм «Волшебный горшочек» | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
34/8 | Итоговое занятие «В мире сказок» | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |