Тезисы.
Учитель – это человек, который не только учит детей, но и сам постоянно развивается, пополняя свою копилку интересными идеями. Учить детей - непростая задача. Поэтому при разработке конспекта урока требуется немало сил и времени. Некоторые полагают, что организационный момент урока - это не столь важный этап. Но, на самом деле, начало урока - один из важнейших его этапов. Именно на этом этапе можно так заинтересовать детей, увлечь их работой, что результаты не заставят себя долго ждать.
Организационный момент урока включает в себя:
- предварительную организацию класса,
- мобилизующее начало урока,
- актуализацию знаний обучающихся.
Как же интересно начать урок? Познакомлю вас со своими наработками.
1. Случай из жизни
При изучении в 6-м классе на уроке литературы сказки-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок», главный герой которой был непростым цветком и отличался стремлением бороться с тяжелыми условиями жизни, хочется внести волшебства при помощи удивительной музыки и рассказа учителя.
Звучит запись музыки Эдварда Грига «Утро» («Пер Гюнт» Сюита № 1, сочинение 46).
- Солнышко всходит, и небо светлеет, природа проснулась, и утро пришло… Сегодня утром я подошла к окну и увидела, что мой любимый цветок лилия расцвел. Это очень необычный цветок, так как расцветает только по важным дням: Новый год, Пасха, 9мая. И сегодня он мне просигнализировал, что день какой-то особый. И это действительно так, потому что сегодня у нас не совсем обычный урок. На этом уроке мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни. За правильные ответы вы тоже будете получать маленькие цветы.
2. Начало урока в стихотворной форме.
В 5-м классе на уроке русского языка при изучении темы «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные», которую нельзя назвать легкой, хочется обратиться за помощью к русским классикам, в чьих стихотворениях присутствует немало прилагательных. А так как изучение данной темы выпадает на зимние месяцы, то стихотворения о русской зиме будут как нельзя кстати.
-Здравствуйте, ребята! Сядем тихо так, как падает на землю снежок.
Зима приходит ненароком
По всем статьям, беря свое,
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, - нет ее!
И вдруг, однажды спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь «скатерть-самобранку» -
Везде, вокруг, белым-бело…
- С.Михалков в этом стихотворении, как и А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин», изобразил наступление запоздавшей зимы, которую мы ждем в этом году. Поэтому новую тему будем изучать по текстам, изображающим русскую зиму.
2) Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима».
(Индивидуальное задание: Рагузов В.)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
- Как замечательно автору удалось передать зимнюю картину, и это благодаря в том числе прилагательным. Назовите встретившиеся в стихотворении прилагательные. (белый, пушистый, темный).
3. «Снежный ком».
В 7-м классе на уроке русского языка при повторении темы «Наречие» в начале урока учитель называет тему и предлагает обучающимся по очереди сказать только одно предложение по данной теме, чтобы получился рассказ.
Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи.
Обозначает признак действия или признак признака.
Отвечает на вопрос: Как? Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? и другие.
В предложении является обстоятельством.
Имеет две степени сравнения. И т.д.
3. «Отгадайте тему урока» (игра «Да – нет»).
В 6-м классе на уроке русского языка при изучении темы «Правописание букв о-е после шипящих в суффиксах существительных» в начале урока учитель предлагает обратить внимание ребят на слова: Жёрнов, галчонок, шорты, снежок, шелк, желудь, челка.
А также просит назвать тему. Ребята начинают выдвигать свои версии, например,
- Существительное;
- Количество слогов в слове;
- Склонение существительных; и т.д.
4. От эпиграфа к уроку (высказывания выдающихся людей, пословицы, поговорки).
Даже в старших классах, где материал трудный и требующий особой сконцентрированности, необходим настрой на рабочий лад со стороны учителя в начале урока. Так, при прохождении в 9 классе на уроке русского языка темы «Анализ контрольного тестирования по теме «Сложноподчиненные предложения придаточными обстоятельственными» русская пословица поможет направить работу обучающихся в нужное русло.
-Прочтите на доске пословицу: «Сколько голов, столько умов, а отвечать одной голове.» Как вы ее понимаете?
-Но русский язык – это предмет, в котором четко надо следовать правилам.
- Наша с вами задача на уроках русского языка заключается в чем? (найти верный ответ согласно изученным правилам)
- Какова наша деятельность на сегодняшнем уроке, если вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке? (Анализ ошибок, допущенных в работе)
-Какова цель урока?
(закрепить имеющиеся знания о СПП с придаточными обстоятельственными)
-Что мы должны предпринять на уроке, чтобы устранить ошибки в тесте? (вспомнить виды придаточных обстоятельственных, выполнить работу над ошибками, закрепить этот материал на других примерах)
5. Интрига-загадка
На уроке литературы в 11 классе при изучении произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет» можно привлечь внимание ребят к изучению произведения и его герою, создав интригу.
– Ребята, я принесла сегодня на урок несколько вещей: перо от веера, женская перчатка, театральная программка. Эти предметы Он хранил много лет, как святыню. Всё это было для Него самым сокровенным в жизни. Как вы считаете, почему Он хранил эти предметы? Кто этот человек? (А.И. Куприн «Гранатовый браслет», Желтков)
6. Грамматическая сказка
В 7-м классе на уроке русского языка при изучении темы «Страдательные причастия» в начале урока учитель предлагает прослушать сказку и сформулировать тему урока.
СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ
Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное — бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно - Причастие прошедшего времени и все у него в прошлом. А ведь было время…
Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое оно рассказывает Существительному, которое находится при нем в качестве его дополнения.
— Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания!
Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему даже этого.
— Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль. — Самое дорогое, что у меня есть, это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, нет, не говори те, не говорите…
Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А Причастие продолжает:
— И главное, никакого просвета, никаких надежд…
Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить без будущего?
Сделать уроки интересными и непохожими один на другой – непростая задача для учителя. Но придумать занимательный элемент урока, соединить его еще и с другим предметом - под силу каждому из нас. Поэтому постоянно нужно учиться новому не только молодым специалистам у опытных коллег, но и опытным у молодежи. Ученики обязательно оценят ваши старания, и любовь к изучению предметов у них только возрастет.