Тема : «Необыкновенные краски»
Актуальность:
«Рисовать люди начали с глубокой древности. Наверное, вначале - палкой на песке или угольком на стене пещеры. Позже кто-то придумал смешивать цветную глину с яичным желтком или мёдом. Наверняка этот опыт пришелся людям по душе, и краски начали свое многовековое победное шествие по миру».
Я умею рисовать акварелью, гуашью и другими материалами. Эти и другие краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах и фабриках, где же художники брали краски? Я задумалась можно ли изготовить краски самим?
Задачи:
1. Выяснить, когда появились первые краски.
2. Изучить из каких веществ состоят краски.
3. Изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Узнать интересные факты о красках.
5. Нарисовать рисунок из полученных красок.
Гипотеза:
Зная состав можно приготовить краски для рисования в домашних условиях, но они будут отличатся от магазинных.
Цель:
Сделать краски в домашних условиях и нарисовать рисунок.
Продукт проекта:
Краски
Теоретическая часть:
1. История красок.
Поинтересовавшись в интернете я нашла историю красок. Оказалось- все очень интересно! Я выяснила, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах. на собственной коже! Кстати, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.
Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые. Чёрный цвет давала копоть, сажу. Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
2. Из чего состоят краски?
Из чего же делают краски? И я вот задумалась. Сначала я думала, что краски состоят из каких – то сложных веществ. А оказалось, что состав красок не такой и сложный.
Я прочитала, в интернете что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.
Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т. д.
Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.
Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т. д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много.
3. Виды красок?
Сейчас на прилавках любых книжных и художественных магазинов можно найти краски даже самых необычных оттенков и видов.
Существует множество видов красок для рисования акварельные, гуашь, акриловые, масляные, темперные, детские краски, витражные.
Акварель. В состав красителя входит вода, такой материал предназначен для рисования исключительно на бумаге. Профессиональные художники используют акварель для написания натюрмортов, портретов и пейзажей, которая производится в тубах или кюветах. Водянистая структура материала впитывается в бумагу, и она может покоробиться. По текстуре акварельный состав легкий, полупрозрачный. Цвета хорошо комбинируются, можно с легкостью создавать различные оттенки
Гуашь. Гуашевые краски плотные по составу, имеют насыщенные цвета. После полного их высыхания на поверхности образуется матовое покрытие. С её помощью можно убрать допущенные изъяны, перекрыть светлую краску темным цветом.
Гуашевые краски бывают 3 видов:
Художественная – используется для написания картин.
Плакатная – с помощью материала выполняется оформление различной наглядной агитации. Выпускается гуашевый состав в небольших баночках. Перед использование разводится водой с добавлением столярного клея. Если хранить гуашь разбавленном виде она быстро засыхает.
Акриловые. Материал применяется для рисования на стекле, керамике, бумаге, ткани, металле и дереве. Акриловые краски имеют яркую цветовую гамму. После нанесения на поверхность образуют не тускнеющее, стойкое покрытие, не смывается водой. Акриловые краски производятся в тюбиках. Перед нанесением разбавляются водой или специальным растворителем. По консистенции могут быть густыми.
Масляные. Одним из первых красящих составов, который использовали для живописи еще в XVI веке, по праву считается масляный. Для его изготовления использовали ореховое, подсолнечное или льняное масло, а также цветовой пигмент. Краска выпускается в отдельных тюбиках.Для работы с масляным материалом потребуется палитра, качественные кисти, холст, мольберт и растворитель. Рисуют таким составом на картоне, холсте, дереве, обычной или загрунтованной бумаге.
Перед нанесением масляного состава на поверхность разведите его растворителем. Но не переусердствуйте, чтобы состав не получился жидким.
Темперные. В состав темперного красителя входит масло, клей, вода и цветовой пигмент. В долговечности материала не стоит даже сомневаться, так как картины, написанные им, сохранились до наших дней еще с эпохи Возрождения. Темпер очень быстро высыхает, цвет не выгорает от времени, хорошо комбинируется с другими видами красок, не смывается водой. Но самое главное достоинство такого материала в том, что его можно наносить разными техниками, при этом они будут напоминать текстуру прозрачной акварели или плотной гуаши.
4. Интересные факты о красках.
«Коричневая мумия»
В древние времена краски делали даже из человеческих мумий и мумий кошек. Это грязно-коричневый цвет с зеленовато-красными нотками. Мумии стирали в порошок, который и использовали в качестве основы пигмента.
Вскоре художники обнаружили, что чистый пигмент не был стойким, довольно быстро исчезал, но в то же время, прекрасно подходил для смешивания с другими пигментами. Многие художники даже не имели представления о том, из чего сделана эта краска, пока не поползли слухи. Прерафаэлит художник Эдвард Бёрн-Джонс не только прекратил использование этой краски, но и торжественно похоронил свой тюбик «коричневой мумии» в саду, когда узнал его истинное происхождение.
Производить такую краску было невероятно сложно не только в силу процесса «состаривания» мумий, их измельчения, но и из-за влияния мумифицирующих химикатов, которое они оказывали на пигмент. Его популярность исчерпала себя в 19 веке, когда его состав стал известен художникам. Современный пигмент под названием «коричневая мумия» состоит из смеси каолина, кварца, гематита и гетита.
Вывод:
Преимущество - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.
Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Итак, чтобы приготовить такие краски, как у меня, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, ягоду) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей, мёд).
Увлечение натуральными красками охватило мир совсем недавно. Вот и я не смогла устоять, и нарисовала рисунок, который, надеюсь, натолкнет вас на мысль, что мир прекрасен, что есть над, чем задуматься, есть к чему стремиться, и сколько всего интересного ещё можно узнать!