СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные уроки в обучении английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные уроки в обучении английского языка»

З.М. Рамазанова

доцент кафедры филологического образования ДИРО, к.ф.н.

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Язык по своей природе - средство, а не цель, поэтому он лучше всего усваивается не тогда, когда его специально учат, а когда им естественно пользуются - либо в живом общении, либо погрузившись в занимательное чтение. Тогда он учится сам собой, подспудно.

Наша память тесно связана с тем, что мы чувствуем в какой-либо конкретный момент, зависит от нашего внутреннего состояния, от того, насколько мы «разбужены» сейчас (а не от того, например, сколько раз мы повторим какую-нибудь фразу или сколько выполним упражнений). Вы можете десять раз повторить, например, английскую фразу «Я вас люблю» - и не запомнить ее, зато она сразу прекрасно отложится в памяти, если вам ее скажет носитель языка (и не в учебных целях). Поэтому и реплика персонажа или говорящего гораздо легче запомнится, чем (пусть точно такая же) фраза из учебника. Ведь мы сопереживаем, когда читаем.

Ребенок, приступая к изучению иностранного языка, стремится научиться общаться на нем. Задача учителя - поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера. И поэтому при обучении школьников английскому языку важно сохранять и развивать у них чувство интереса к предмету «иностранный язык». Для достижения этой цели учитель применяет различные приемы (методы, формы) работы. 

Очень важным условием для проведения таких уроков является благоприятный психологический  климат на уроке, уважительное, доброжелательное отношение учителя к своим ученикам. У них появляется уверенность в своих силах, удовлетворение от работы, исчезает боязнь неправильных ответов.

Использование таких уроков помогает сохранять и развивать мотивацию изучения английского языка, реализовать в комплексе поставленные цели и задачи обучения

Постоянные наблюдения и практика проведения нестандартных уроков англий­ского языка в любом образовательном учреждении заставляет говорить и о жанровом разнообразии, и о структурных компонентах, и об актуаль­ности проведения таких уроков в целом. 

Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становиться творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.

Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоциональ­но-яркие, нетрадиционные методы и приемы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей и взрослых, но и служат развитию тех или иных способностей и навыков: умения декламировать стихотворения, развивая про­износительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию, как лите­ратурную, так и жизненную, петь на иностранном языке, умения реагиро­вать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием англо-говорящих стран и людей. Вся деятель­ность учащихся и учителя на занятиях подчинена главной коммуникативной цели пре­подавания английского языка.

Данные уроки проводятся в рамках тем школьной и внешкольной программы, но включают самый разнообразный дополнительный материал, тем самым расширяя лексическую, грамматическую, фонетическую и речевую базу учащихся, выводя их способности на более высокий уровень владения иностранным языком. Для проведе­ния таких уроков следует помнить не только о разнообразии типов уро­ков, но и об удачных комбинациях их элементов, возрастных особенно­стях учащихся, где принципы посильности и личностной ориентации иг­рают главную роль.

Нестандартный урок - это праздник для учащихся. Как к любому празднику, все к нему готовятся, его ждут. Для того чтобы любой ребенок или студент получил от такого урока удовлетворение, научился тому или другому, запомнил его как один из ярких моментов жизни, ни в коем случае нельзя относиться к уроку формально, часто проводить одно и то же, заштампо­вывая новизну или, пробуя один раз, забыть. Нет, надо все время и каждый раз придумывать, что-то другое и отличительное.

Проведение от одного до нескольких уроков в год в той или иной языковой группе учащихся при соблюдении жанрового разнообразия, четкой структурной продуманности, вдохновение детей на ту или иную идею, совместную подготовку чудесного праздника - все это станет несо­мненным залогом вашего успеха в методике и практике проведения не­стандартных уроков в обучении английского языка.

          Учитывая особенности изучения иностранного языка, можно с уверенностью утверждать, что нестандартные типы уроков просто необходимы. Через игру, различные виды соревнований во всех видах речевой деятельности можно эффективно поддерживать интерес к изучаемому языку. Эти уроки часто решают следующие задачи:   

 - развитие языковых, интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

- расширение с помощью иностранного языка представлений учащихся об окружающем их мире, о языке как средстве взаимодействия с этим миром;

  - развитие речевой культуры школьников и культуры общения и т.д.

           К тому же, пробудить желание, эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Радость творчества, радость учить и учиться - это могут дать друг другу  только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Дусавицкий. А. К. Урок в развивающем обучении. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Мангутова. О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010 ,http://eidos.ru
3. Сафонова. В. П. Современный урок иностранного языка - М. : Учитель, 2011.
4. Соловова. Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций . - М. : Просвещение, 2005
5. Хуторской. А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения  [Электронный ресурс] : Версия 1.0 / А. В. Хуторской. М. : Центр дистанционного образования "Эйдос", http://eidos.ru
6. Шубина.Т.И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/527236

7. Коновалова, Л.В. Средства повышения эффективности урока / Л.В.Коновалова // Иностранные языки в школе: научно - методический журнал. - 1990.-№4.-С.61-66.